Муниципальное учреждение культуры

Мышкинского муниципального района

«Этнографический музей кацкарей»

katskari.ru - официальный сайт

"Ой, какая монная, ражая да срянная!"
Заочная выставка «ОЙ, КАКАЯ МÓННАЯ, РÁЖАЯ ДА СРЯ́ННАЯ!» (ПЛАТЬЯ ДЕРЕВЕНСКИХ МОДНИЦ 1960-1990 ГОДОВ)

Коллекция платьев 1960-1990-х годов собралась в Этнографическом музее кацкарей неожиданно. В 2013 году мы, музейщики, увлеклись местными танцами и разработали программу «На балу была, на бисéдушке...» Не хватало всего-то платьев для участников этого проекта. А хотелось именно такие наряды, которые бы соответствовали той эпохе!
И местные жители откликнулись на просьбу посмотреть у себя в шкапчиках чего-нибудь эдакое. Конечно, у наших кацкарочек нашлось что нам предложить! Их платья оказались такими привлекательными да с такими сопроводительными историями, что мы решили всё зафиксировать. А наши музейные дамы эту коллекцию показали дважды: в местный престольный праздник Смоленскую и на Кацких краеведческих чтениях.
Наш заочный показ мод мы назвали по-кáцкие: «Ой, какая мóнная, рáжая да срянная!» В написании слов «мóнная» и «сря́нная» сохранена кацкая диалектная черта: сочетание «дн» произносится как долгое «нн». То есть это всем привычные слова «модная» и «срядная». Хотя уточним, что прилагательное «сря́нная» происходит от «сря́ды» – одежды нарядной, на выход, на праздник. А «рáжая» означает «лучшая»!

№ 1. Платье полуприталенного силуэта, длиной чуть ниже колена, с поясом, коротким рукавом и модным в 1970-80-е годы воротником "апáш". Сшито из популярного в те же годы кримплена. На чёрном фоне эффектно смотрятся крупные розы с зелёными листьями. Заказано в Мартыновском КПП (комплексном приёмном пункте), сшито мастерами Мышкинского КБО (комбината бытового обслуживания) в 1980-х годах.
Принадлежало Екатерине Николаевне Розовой из деревни Мартынова. «В нём, конечно, ходила на выход. Теперь жалею, что надевала редко: всё было жалко. И вот выкинула. Вот дураки-то были: чего жалела?! Конечно, работала бы не на ферме – может, и надевала бы чаще».

№ 2. Платье из светлой, в мелкую клеточку, натуральной ткани. Длина чуть ниже колена. Сшито в популярном тогда у молодёжи стиле «сафáри», отрезное по талии, чуть расклешённое книзу. Вероятно, был пояс. Короткий рукав отделан манжетой, скроенной по косой – это придаёт платью более нарядный вид. Внизу по бокам – два разреза. Ещё один модный когда-то украшающий элемент: угловой вырез горловины переходит в планку-застёжку с четырьмя крупными белыми пуговицами. Лиф платья отделан накладными карманами с декоративными элементами – пáтами. Платье удачно дополняют нитка бус из искусственного жемчуга и лакированные чёрные туфли-лодочки с коричневыми бантами.
Принадлежало Галине Николаевне Смирновой; сшито её старшей сестрой портнихой Валентиной Николаевной Кольмачовой в 1968 году. Галина Николаевна заканчивала педучилище, и для выпускного вечера понадобилось красивое платье. Ткань для платья выбирала сама Галина, а фасон – Валентина. Она была, видимо, отличной портнихой: платье сшито точно по фигуре, а фасон выбран такой, что это платье можно было носить не только в праздник, но и в будни.

№ 3. Элегантное голубое платье из искусственного шёлка, расклешённое книзу, с длинным рукавом на манжете. Фигурная кокетка и воротник-стойка отделаны рюшами.
Принадлежало Татьяне Владимировне Воробьёвой. Заказано на Мартыновском КПП, сшито в КБО города Мышкина портнихой Галиной Филипповой, в 1988-1989 годах. «Носила, конечно, на выход, на работу (в школу). Вроде, на свадьбе у Гали Галуновой (сейчас Рыбиной) была в нём. А на одно мероприятие пришла, а там Лида Смирнова в таком же платье! Как оказалось, она от того же отреза шила и заказ принимала та же Галина Филипова. Она и ей предложила платье такого же фасону. Лида согласилась, не зная, что такое уже шью я!»

№ 4. Повседневное платье из искусственного шёлка, отрезное по талии, с поясом, с отложным воротником, приталенное, расклешённое книзу, длина за колено. По чёрному фону разбросаны крупные и мелкие яркие цветы. Его удачно дополняют высокие красные ботиночки на шнуровке и белые бусы из искусственного жемчуга.
Хозяйка платья – Галина Михайловна Осокина, жительница деревни Мартынова. Она рассказала, что это платье ей подарила директор Мартыновской школы Нина Николаевна Колядина, с которой они дружили. «Я как-то раз увидела её в этом платье, и восхитилась, какое оно нарядное! Нина Николаевна говорит: "Хочешь, подарю тебе на день рождения? А мне тётушка из Финляндии новое сошьёт!"». Вот так платье, сшитое руками финской портнихи, оказалось у мартыновской модницы.

№ 5. Повседневное платье из трикотажного полотна с сине-зелёными ромбами, с отложным воротником, с коротким рукавом, с застёжкой впереди на четырёх пуговицах. Цельнокроёное, с рельефами. Длина – за колено. Платье дополняют тёмно-оранжевые бусы и чёрные туфли с пряжками.
Хозяйка – Галина Михайловна Григорьева, жительница деревни Мартынова. Купила его в магазине «на выход», в нём гуляла на свадьбе у Веры Галуновой в 1978 году.

№ 6. Праздничное платье из искусственного цветного шёлка в красно-коричневых тонах. Цельнокроёное, с коротким рукавом, длина – за колено.
Хозяйка платья Екатерина Николаевна Розова вспоминает, что сшила его в КБО у Лиды Дорофеевой: «Все шили такие платья: мода была на шёлковые цветастые платья. Сшила в клуб сходить, хоть так куды на выход!»

№ 7. Роскошное платье из шифона. Шифон был тканью дорогой, и чтобы его купить, моднице приходилось копить денежки и в чем-то себе отказывать. Но оно того стоило! Портниха подобрала очень удачный фасон: юбка-солнце. Шифон словно струится вокруг фигуры! Получилось очень нарядное, праздничное платье в нежно-голубых тонах.
Принадлежало оно Татьяне Владимировне Воробьёвой. Сшито в Ярославле, в ателье, на выпускной в педагогическом институте в 1982 году. Не случайно у Татьяны Владимировны оно было самым любимым – талисманом, приносящим удачу.

№ 8. Нарядное светлое платье из клетчатой ткани «шотландка», очень популярной у модниц в 1980-е годы; спортивный стиль «сафари». Отрезное по талии, с коротким рукавом на манжете, накладными карманами, с погончиками на плечах. Длина – за колено. Воротник-стойка переходит в широкую планку-застёжку с четырьмя жёлтыми пуговицами. Манжеты, кокетка и юбка-четырёхклинка скроены по косой, что придаёт платью особую нарядность.
Валентина Михайловна Бутусова сшила это платье в ателье города Пошехонья, когда в 1982 году училась на втором курсе Пошехоно-Володарского сельскохозяйственного техникума. «Носила на учёбу, да и потом тоже. Ну, годков-то пять точно носила… Материал мне нравился, он такой натуральный и не выгорал».

№ 9. Традиционное летнее платье-халат из бязи светло-зелёного цвета с крупными розовыми и жёлтыми цветами. Воротничок отложной, небольшой, застёжка на четыре пуговицы.
Принадлежало Екатерине Николаевне Розовой. Вот что она рассказала: «В этом красивом простеньком платье я ходила в магазин и в гости. Сшила в 1990-е годы в КБО у Лиды Дорофеевой. Материал мне понравился – красивый!»

№ 10. Нарядное платье из очень модной ткани с люрексом – купить такую ткань можно было только в городе. Из неё шили наряды на Новый год, на свадьбу, на выход. По линии талии платье собрано на резинку. Узкий рукав понизу украшен рюшками. Широкий ворот собран на груди в изящные складочки, что придаёт наряду ещё большее очарование.
Платье принадлежало Татьяне Владимировне Воробьёвой. Вот что сказала хозяйка наряда: «У всех были такие платья, а у меня не было. Страсть как хотелось! А никуда не выезжала... Дак вот у Гали Григорьевой оказалось платье ненадобным. Я у неё и купила. И материал-то модный был в то время».

№ 11. Модель представляет очень простенькое, но полное очарования летнее шёлковое платьице. Такой фасон был очень модным в 1970-80-е годы: чуть расклешённое книзу мини – для юных девушек и молодушек. Изюминка платья – ворот с большими воланами и рукава с маленькими воланами. В таком наряде хорошо на танцах в сельском клубе, на празднике, в гостях у друзей или в роли хозяюшки за праздничным столом.
Платье принадлежало Надежде Николаевне Овчинниковой из села Юрьевского. Материал выбрала сама и заказала в КБО. Показалось длинно, и сама ещё подшила. Оно парадно-выходное, надевалось на свадьбы и праздники.

№ 12. Ярко-бордовое платье прямого кроя, чуть расклешено книзу, с отделочной декоративной полосой по подолу. Отложной воротник на стойке переходит в планку-застёжку с четырьмя пуговицами. Платье сшила Екатерина Николаевна Розова в 1992 году в мартыновском КБО (КПП) на выпускной в Мартыновской школе младшего сына Евгения.

№ 13. Иногда красивое платье попадалось деревенской моднице совершенно случайно. Привезли в магазин – увидела, понравилось, купила. Платье интересно своим узором. Древний рисунок «огурцы», или «пейсли», известен аж с 224 года, пришёл он к нам с Востока. А в 1980-90-е годы такую хлопчатобумажную ткань выпускали на многих ткацких фабриках – шили из неё платья, красивые, нарядные. Рисунок «огурцы» – символ жизни и плодородия. Платье дополняют пояс с пряжкой и чёрные туфли.
А приобрела его в 1984 году Екатерина Николаевна Розова: «Купила его в мартыновском магазине у Марьи Ивановны. Та предложила, я и купила. Было их два: я купила и кто-то ещё, а кто – не помню. Купила, когда в Мартыново из Хороброва переехали».

№ 14. В 1970-1980-е годы кримплен был самой модной тканью. Платья из него – нарядные, добротные – служили модницам не один год; эта ткань не знала износу. У Валентины Дмитриевны Великолеповой такое платье тоже было. Очень простой, традиционный крой: чуть расклешённое книзу, с коротким рукавом и круглым вырезом. По синему фону бегут дорожки белых ромашек. Внизу – кайма из крупных роз, а по низу подола несколько разноцветных отделочных полос. Цветовая гамма и рисунок создают особое, праздничное настроение.

№ 15. Платье на выход, из ярко-жёлтой ткани, оригинального фасона: отрезное по талии, низ – юбка-четырёхклинка, короткий рукав, длина – до колена. Изюминка платья – необычный вырез: круглый, который обрамляет длинный воротник-апаш; такие воротники были модны в 1970-1980-е годы. Платье скромное, но сшито с большим вкусом. Модница в таком наряде похожа на солнечный лучик!
Платье принадлежало Екатерине Николаевне Розовой, вот что она о нём рассказала: «Сшито на свадьбу деверю Александру Розову в 1976 году. Свадьба была в Ярославле, в ресторане. Потом изредка, на выход, носила в Хороброве. Разок сходить к кому-то на свадьбу дала сестре Вале. А в Мартыново переехали, и платье с вешалки не снималось боле».

№ 16. Оборы, оборки, оборочки… Ну как же без них обходиться? Тем более что этот декоративный элемент был очень популярен во все времена. В 1970-1980-е годы очень многим девушкам и женщинам нравились такие шелковые платья с пёстрым цветочным рисунком. Их украшали такие же пёстрые, летящие оборочки: то по вороту, то по подолу, то по рукавчику.
Платье Надежды Николаевны Овчинниковой имеет простой крой, но фасон одновременно практичный и модный. Интересна и цветовая гамма: переходы от белого и розового цветов к бордовому. Платье сшито на заказ в мартыновском КБО (КПП).

№ 17. Самый любимый наряд Татьяны Владимировны Воробьёвой – это расклешённая юбка и жакет с коротким рукавом в сине-белых тонах. Шила костюм для поездок в Мышкин на августовскую учительскую конференцию, которая раньше проходила в два дня. Об этих временах Татьяна Владимировна вспоминает: «Из Мартынова нас везли по бездорожью на машине. Ночевать оставляли в школе-интернате. Вечером первого дня мы обязательно шли в ресторан!»

№ 18. Платье из светлого кримплена, отрезное по талии, чуть расклешённое книзу. Пышный рукав присборен. Фигурную кокетку украшает рюшечка. Круглый воротничок с тонкими завязками, которые образуют кокетливый бантик.
Хозяйка – Татьяна Владимировна Воробьёва – заказала это платье у портнихи Непряхиной в Мышкинском ателье. Надевала его на второй день своей свадьбы 30 сентября 1984 года. «Материала оказалось в обизор, не хватило на поясок, поэтому носила с тоненьким ремешком золотистого цвета», – вспоминает хозяйка.

№ 19. В этом шелковом нежно-сиреневом платье с алыми розами Татьяна Владимировна Воробьёва подавала заявление в загс 25 августа 1984 года. Ткань привезла из Львова, где отдыхала по путёвке, а сшила в Мышкинском ателье. Платье отрезное по талии, короткий рукав с небольшой манжетой, с широкой юбкой-солнце. Платье украшает широкий волан по вороту и на груди.

№ 20. Яркое платье с люрексом. По сиреневому фону разбросаны букеты роз. Разрез на груди до линии талии украшен рюшами. Это красивое платье прислала в подарок Галине Михайловне Григорьевой жена двоюродного брата Люба из далёкого Запорожья! Платье казалось хозяйке слишком нарядным, поэтому она его и не носила. Лишь дочь Татьяна надела разок.

№ 21. Платье из голубой трикотажной ткани, силуэт – трапеция, с коротким рукавом и отложным воротником. Длина – за колено. Изюминка – имитация жилетки: это вставка белого цвета с темно-синей вышивкой цветочной гирлянды. Платье дополняют синие бусы и чёрные туфли с золотистой пряжкой.
Это платье, сшитое в Вене, купила Екатерина Николаевна Розова в 1978 году в Большом Селе, чтобы в нём гулять на свадьбе у деверя Анатолия Розова.

№ 22. «Сарафан мой, сарафан, в белую горошину. Отвяжись-ка всё худое, привяжись хорошее!» Сарафан из розовой хлопчатобумажной ткани, отрезной по талии, с пояском, с широкой расклешённой юбкой украшен по подолу двумя оборками и по вороту широким воланом. Оборки и волан отделаны белой тесьмой, что придает сарафану более нарядный вид.
У Галины Михайловны Осокиной наряды всегда были модными, она рассказала, что сшила сарафан в 1980-е годы её двоюродная сестра из Мышкина – Людмила Николаевна Пазникова: «Она опытная портниха. По старому платью снимет выкройку, а фасон модный подберёт. На лицо-то я невзрачная, а платье-то хорошее! В нём и в контору на работу ходила, и по дому в жару».

№ 23. Любимое платье Валентины Дмитриевны Великолеповой – синее, в белый горошек. Носила долго, ездила в нём на совещания руководителей колхозов в Мышкин. Платье из искусственного шёлка, отрезное по талии, с поясом, с коротким рукавом, с воротником-стойкой.

№ 24. Цветастое платье из искусственного шёлка, прямого покроя, с коротким рукавом и отложным воротничком. На голубом фоне эффектно смотрятся розовые, желтые и белые маргаритки.
По словам Екатерины Николаевны Розовой, хозяйки платья, платье заказано в мартыновском КБО, куда каждый четверг приезжали портнихи из Мышкинского ателье: «Материал подарила мать на день рождения, а когда платье стало узковато, она же мне сделала вставки по бокам. И опять я в нём ходила. Надевала только на выход: в магазин, на колхозное собрание, в Мышкин. Зáвсе не ходила».

№ 25. Праздничное платье цвета «бордó» Галины Михайловны Григорьевой. Сшито в мышкинском ателье в 1990 году на свадьбу племянницы. Отрезное по талии, чуть расклешённое книзу, с поясом, застёгивается на четыре пуговки. Рукав длинный, вверху присборенный. Длина – за колено. Украшает платье отложной воротничок, вышитый серебряной нитью.

№ 26. Иногда модный наряд жене привозил из города супруг. Вот это розовое, лёгкое и воздушное, платье Юра Воробьёв привёз в подарок жене Татьяне. В эпоху дефицита это было очень кстати. Отрезное по талии, с поясом, расклешённое книзу, оно по подолу украшено пышной оборкой. Кокетка отделана небольшими воланами. Воротник-стойка переходит в планку-застежку с четырьмя пуговицами.
По словам Татьяны Владимировны, их с мужем почти на все свадьбы звали: «У нас машина была, и Юра молодых катал. Вот в этом платье я на свадьбах и гуляла!»

№ 27. Да, не одежда красит человека! Но только шёлковое платье с нежно-сиреневыми крупными цветами способно сделать женщину настоящей королевой! Такое, как у Валентины Дмитриевны Великолеповой: короткий рукав, чуть расклешённое книзу, фигурный вырез ворота.
Платье дополняет широкий чёрный пояс с золотой пряжкой. Только королева могла в девяностые годы позволить себе купить наряд за 33 тысячи рублей! Этикетка сохранилась, если кто не верит!

№ 28. Летнее платье из хлопка с коротким рукавом для Екатерины Николаевны Розовой сшили в Мышкинском КБО. На чёрном фоне эффектно смотрятся белые цветы. Практичное и лёгкое – для жарких летних дней. Платье дополняют белые бусы и чёрные лакированные туфли с пряжками.
Но самой хозяйке оно было не любо: «Как-то нескладно село, было широко. Два раза надела, и всё!»

№ 29. Деревенская жизнь – не столько праздники, сколько будни. А серые будни может скрасить что? Правильно! Красивое шелковое платье, с красными розами и зелёными листочками по синему полю, отрезное по талии, с коротким рукавом и небольшим воротничком. Надежда Николаевна Овчинникова сшила его в Мышкинском КБО ещё до замужества, в начале 1970-ых годов. Носила его по будням с удовольствием и у подружек на свадьбах в нём гуляла!

№ 30. Нет ничего более надёжного и постоянного, чем хорошее платье. Это не просто предмет гардероба, это отражение духа времени! Платье из ацетатного шёлка Екатерины Николаевны Розовой с оранжевыми бабочками традиционно для эпохи семидесятых годов. Полуприлегающий силуэт, отрезное по талии, с поясом, короткий рукав, удлиненный воротник, длина ниже колена. Это платье Екатерина Николаевна купила в Мышкине, носила редко.

№ 31. В 1984 году Галина Михайловна Осокина приглашена гулять на свадьбе у Татьяны и Николая Ершовых. По этому поводу шьётся парадно-выходное платье. Да не простое, а из розового шёлка, отрезное по талии, полуприталенный силуэт, с широким поясом, с коротким присборенным рукавом. Изюминка платья – фигурная кокетка с защипами, которая переходит в воротничок-стойку. Платье получилось – просто загляденье! Ну, а какая же свадьба без частушек:
Ой, пойду гулять на свадьбу
Мóнная да срянная.
Милый скажет: «Краше всех
Моя ты ненаглянная!»

АВТОРЫ ВЫСТАВКИ: текст – Николай Викторович Румянцев, фото – Ирина Александровна Давыдова, Ольга Алексеевна Перова, Сергей Николаевич Темняткин, консультации – Елена Ивановна Балашова.

Вы здесь: Главная Заочные выставки "Ой, какая монная, ражая да срянная!"

Новости


Видеоновости


Полезная информация