Муниципальное учреждение культуры

Мышкинского муниципального района

«Этнографический музей кацкарей»

katskari.ru - официальный сайт

Каменные храмы Кацкого стана
Заочная выставка "КАМЕННЫЕ ХРАМЫ КАЦКОГО СТАНА"

ПОКРОВСКОЕ В КАДКЕ (КОВЕЗИНО)

1-10. Село Покровское в Кадке расположено, как написано в старинной книге, «на равнине при речке Кадке». Каменная церковь в нём ещё стоит – заброшенная и разграбленная, с провалившейся крышей, но стоит! В советское время она, кстати, служила дольше всех кацких церквей – до 1968 года.
Ну а построена она была в 1864 году «иждивением прихожан», то есть на собранные по народу средства. Престолов в ней было три: Святой Живоначальной Троицы (главный), Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного князя Александра Невского (придельные). В церкви находилась особо чтимая икона Воскресения Христова, почитаемая за явленную и чудотворную.
Любопытно, что это не первый каменный храм в Покровском в Кадке. Предыдущий был построен в 1783 году и имел два престола: Святой Живоначальной Троицы (главный) и Покрова Пресвятой Богородицы (придельный).
А до того здешние церкви были деревянными. Так, в 1628-1631 годах в Покровском в Кадке стояла рубленая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. В 1710-1723 годах деревянных церквей в селе было уже две: Святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1773 году Покровская церковь сгорела, после чего новые церкви в селе решили строить уже в камне…

ВОСКРЕСЕНСКОЕ В КАДКЕ

11-16. Село Воскресенское в Кадке расположено «на равнине, немного возвышенной, при речке Нерге». Мало кто знает, что в старину оно имело и другое название – Сухово-Кобылино; это оттого в XVIII-XIX веках им владели дворяне Сухово-Кобылины. Так вот: один из них, «поручик и кавалер» Александр Александрович, в 1838 году выстроил в селе церковь каменную.
Престолов в ней было три: Обновления Храма Воскресения Христова (главный), во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия Ростовского и Владимирския иконы Божией Матери (придельные). Имелись и особо чтимые иконы: Владимирския Божией Матери и Святой и Праведной Сарры.
Ну а прежде все храмы в селе были деревянными, и самый старый, освящённый «во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския», зафиксирован в писцовых книгах 1628-1631 годов. В 1710 году в селе стояла церковь «во имя Воскресения Христова с приделом Сретения Господня», а в 1723-м – Обновления Храма Воскресения Христова.
Но вернёмся к каменному храму 1838 года постройки. Это единственный храм в Кацком стане, архитектор которого известен: Афанасий Григорьевич Григорьев, основатель архитектурного направления «московский ампир». Воскресенско-Кацкая церковь считается одной из лучших его работ, но до сегодняшнего дня, к несчастью, не дожила: в 1953 году её разобрали на кирпич, чтобы построить в деревне Золотухине свинарник…

ТИМОХОВО

17-24. Село Тимохово, как заметил старинный документ, «расположено на равнине и со всех сторон окружено болотами». И вот среди этих болот «иждивением прихожан и добровольных жертвователей из соседних приходов» в 1902 году была построена каменная церковь. Престол в ней был всего один – Преображения Господня. И две особо чтимые иконы: «старинный больших размеров Нерукотворный Образ Спасителя» и «икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, принесённая с Афона усердием неизвестного жертвователя».
Примечательно, что деревянную церковь в Тимохове при постройке каменной не разобрали, а оставили как памятник – была она 1756 года постройки. Но судьба не пожалела ни ту, ни другую: деревянная Тимоховская церковь сгорела в 1920-х годах, а каменная была разобрана на кирпич в 1950-х.
Что до истории деревянных тимоховских храмов, то в 1628-1631 годах в селе служила церковь «Преображения Господа Нашего Иисуса Христа». В 1710-1723 годах она ещё стояла, а рядом с ней новая Одигитрии Пресвятой Богородицы. Во второй половине XVIII-го века взамен них были срублены новые церкви: в 1756 году Преображения Господня и в 1780 году Смоленской Божией Матери. Однако в церковных отчётах за 1861 и 1908 годы упоминается только одна тимоховская деревянная церковь – Преображенская; она-то и дожила до советских времён.

РОЖДЕСТВЕНО В КАДКЕ

25-33. Село Рождествено в Кадке расположено «на равнине, при речке Нерге». Каменный храм в нём, что стоит и доныне, строился в два приёма: в 1813 году освятили собственно церковь, а в 1852-м – колокольню. Возводили «тщанием прихожан», то есть всем миром, и получилось солидно – единственная в Кацком стане пятиглавая церковь, и престолов пять: Рождества Христова (главный), во имя Казанской Божией Матери, Спасителя и Чудотворца Николая, во имя Пророка Илии и «во имя Безсеребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана» (придельные).
Любопытно, что это не первый каменный здешний храм. Полвека раньше, в 1760-х годах, в селе тоже строилась каменная церковь. Вероятно, она оказалась тесноватой для огромного Рождественоско-Кацкого прихода, и в начале XIX-го её заменили существующей.
А что касается деревянных храмов в Рождествене в Кадке, то их в в старое время было немало. Так, писцовые книги 1628-1631 годов сообщают, что в селе церковь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и «место церковное, что была церковь Афонасей и Кирил». В 1710 году церковь в селе одна – Рождества Христова, а в 1723-м – снова две: летняя во имя Рождества Христова и зимняя во имя Казанской Божией Матери. В последний раз деревянную церковь в селе срубили в 1740-1741 годах, главный престол её имел посвящение Казанской Божией Матери, а придельный – Николая Чудотворца.
Каменный же храм 1813-1852 годов сохранился. В 1930-е годы он был отдан под мастерские МТС (затем ПМК-7) и частично перестроен. Основной объём его и до сих пор принадлежит ООО «Мышкинмелиорация», и лишь колокольня в 2006 году была отдана верующим. Первая служба в возрождённом Рождественско-Кацком храме состоялась на пасхальной неделе 10 апреля 2007 года.

ТАРАЛЫКОВО

34-39. Село Таралыково, как сообщает старинный документ, «расположено на равнине, при ручье». Впрочем, местные жители этот ручей считают за речку: в средние века её называли Позденкой, а сейчас – Коренёвкой. Каменный Таралыковский храм прихожане строили своими силами, почитай, весь XIX-й век: в 1814 году освятили летнюю его половину, в 1876-м – зимнюю. Престолов в нём было три: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Рождества Христова и Святого Пророка Илии (придельные).
Церковные службы в Таралыкове прекратились в 1941 году. Храм стали использовать как зерновой склад, а в 1950-х годах разобрали – по воспоминаниям старожилов, старинная кладка оказалось настолько прочной, что ни одного целого кирпича добыть не удалось.
А теперь несколько слов о деревянных таралыковских церквах, что стояли в селе прежде каменной. Первое известие о них относится к 1710 году, и в ту пору их было две: Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Пророка Илии и «ветхая во имя Покрова Пресвятой Богородицы». С 1723 года деревянная церковь в Таралыкове одна – во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

ЮРЬЕВСКОЕ

40-46. И вновь цитата из старинного документа: село Юрьевское расположено «на ровном месте, при речке Кадке». Каменный храм в нём был построен в 1792 году «иждивением дворянина Афанасия Семёновича Давыдова». Престолов в нём имелось три: Святого Великомученика Георгия Победоносца (главный), Владимирской Божией Матери и Святителя Тихона Амафунтского Чудотворца (придельные).
Первые десятилетия одновременно с ним служила и деревянная церковь-предшественница. Она была срублена в 1760 году и тоже имела три престола: святого пророка Илии (главный), святителя и чудотворца Николая и святых мучеников Флора и Лавра (придельные). Разобрали её только в 1848 году и, чтобы не забылось алтарное место, в 1854 году отметили его деревянной часовней.
Каменный же Юрьевский храм простоял на столетие дольше. Во второй половине 1950-х годов его разобрали на кирпич, который пустили на стройку животноводческого комплекса в Филине. 30 октября 2015 года стараниями уроженца села Евгения Александровича Виноградова на месте придельного алтаря Владимирской Божией Матери был установлен памятный крест. (Главный алтарь в настоящее время под частными хозяйственными постройками).
А что за церковь стояла в Юрьевском до 1760 года? О ней известно, что была она деревянной  (ну это само собой), срубленной ещё «до патриарха Андриана» – то есть до 1690 года. Была освящена во славу Великомученика Георгия с приделом Николая Чудотворца.

НИКОЛО-ТОПОР (НИКОЛЬСКОЕ НА ТОПОРЕ)

47-56. Село это, расположенное «на равнине, при речке Топорке», в старину называли двояко: и Николо-Топор, и Никольское на Топоре. Каменный храм в нём, стоящий в запустении и поныне, сооружался почти сто лет: с 1766 года по 1857-й.
Сначала в камне выстроили летний храм с главным престолом Святого Николая Чудотворца – это случилось в 1766 году. Затем тщанием «вдовы майорши» Анны Фёдоровны Ширшиной была построена зимняя трапезная с придельными престолами Тихвинской Божией Матери и Святого Благоверного Князя, Царевича Угличского Дмитрия – это уже в 1791-1793 годах. В XIX веке посчитали, что храм слишком тесный и приступили к его перестройке: в 1825-1841 годах до кирпичика разобрали и выстроили заново летнюю его часть, в 1848-1857 годах – зимнюю. Таким образом, от первоначального храма XVIII столетия осталась только колокольня. Руководил всеми перестройками XIX века «флота капитан-лейтенант» Афанасий Иванович Башмаков, деньги же собирали с прихожан и по городам.
При храме, «в серебряном крестообразной формы ковжеце», хранились «частицы Святых мощей угодников Божиих: Святого Николая Чудотворца, Преподобного Моисея Угрина, Великомученицы Варвары, Преподобных Печерских Игнатия, Силуана, Ефрема и Макария, Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Ореста Печерского».
В конце 1930 годов Николо-Топорский храм, как и большинство в Кацком стане, был закрыт, но местные прихожанки («никольские монáшины») сумели уберечь многое из его имущества. В 1991 году, когда в районном Мышкине вновь открывался Успенский собор, из Николо-Топора туда перевезли иконостас.
Что до деревянных церквей, стоявших в селе прежде каменной, то первое известие о них относится к 1628-1631 годам: тогда здесь служила церковь Николая Чудотворца. В 1710-1723 годах деревянных церквей в Николо-Топоре две: Николая Чудотворца да «другая Благовернаго царевича князя Димитрия Московскаго и Углицкаго Чудотворца».

ХОРОБРОВО

57-64. Село Хороброво расположено, по свидетельству старинного документа, «на несколько возвышенном месте, при реке Кадке». Каменный храм в нём был выстроен в 1773 году «тщанием прихожан». Престолов в нём изначально было два: Одигитрии Смоленской Божией Матери (главный) и Святой мученицы Параскевы Пятницы (придельный). В начале ХХ века был освящён ещё один придельный престол – во славу Святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Закрыли Хоробровскую церковь в 1938 году под предлогом открыть в церковном здании школу, но на деле его использовали как зерносклад, а потом разместили коровник. Во второй половине 1950 годов церковь разобрали на кирпич, из которого были построены скотные дворы в деревне Исакове и самом Хороброве. Рядом с церковным местом на снесённом кладбище выстроили конюшню.
И, как водится, коротко о деревянных церквах, что стояли в селе прежде каменной. В 1628-1631 годах их было две: Леонтия Ростовского Чудотворца да «другой храм Мученицы Христовой Парасковеи ветх». В 1710 году – одна: Леонтия Ростовского Чудотворца с приделом Великомученицы Параскевы. В 1723 году – снова две: во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и Святого Леонтия Чудотворца.

НЕФЕДЬЕВО

65-74. Село Нефедьево расположено, как заметил старинный документ, «на высоком берегу реки Кадки». Каменный храм в нём ещё стоит, но, брошенный, разрушается. Он был построен «тщанием прихожан» в 1822 году и имел два престола: Обновления Храма Воскресения Христова (главный) и Казанской иконы Божией Матери (придельный).
В 1953-1983 годах в церковном здании располагалась Нефедьевская школа-восьмилетка, правопреемницей которой является современная Ординская основная общеобразовательная школа.
Что касается деревянных Нефедьевских церквей, то первое известие о них относится к 1710-1723 годам – тогда в селе их было две: во имя Обновления храма Воскресения Христова и во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

ОРДИНО (ИЛЬИНСКОЕ)

75-84. Село Ордино расположено, как пишут старинные документы, «на высоком берегу реки Кадки». Эти же документы сообщают, что в седую старину оно имело и другое название – Ильинское. Это по деревянной церкви Святого пророка Илии, первое письменное упоминание о которой относится к 1628-1632 годам. В 1710-1723 годах в селе другая деревянная церковь – «Живоначальныя Троицы».
Что касается каменного Ординского храма, то его освятили в памятном для России 1812 году. Престолов в нём было три: Святой Троицы (главный), Покрова Божией Матери и Пророка Илии (придельные).
Церковь в Ордине перестала служить в 1937 году, а в 1939-м – в ней уже склад. В 1957-1959-е годы в алтаре храма стоял генератор с «нефтяным», как его называли, двигателем и вырабатывал электрический ток.
И всё-таки каменному Ординскому храму повезло! В 1983-85 годах он был отреставрирован во многом благодаря настойчивости председателя тамошнего колхоза «Победа» Василия Аршаковича Багдасарьяна. Предполагалось открыть в церковном здании картинную галерею и концертный зал, но подоспела перестройка, и его передали православной церкви. И вот с 1990 года храм в Ордине служит вновь!

ЗНАМЕНСКОЕ

85-94. Село Знаменское расположено «на берегу реки Кадки, на горе» – так написано в старинном документе. Каменный храм в нём брошен и разрушается, но стоит, дожидаясь своего восстановления. Он был построен в 1784 году «тщанием помещика Николая Андреевича Тютчева». Престолов в нём имелось два: Знамения Божией Матери (главный) и Святителя и Чудотворца Николая (придельный).
Была ли церковь в Знаменском до 1784 года? Была, и о ней в 1723 году написали так: «Новопостроенная, а не издревле». Имела она один престол во имя Знамения Пресвятой Богородицы и, скорее всего, была деревянной.

АВТОРЫ: текст – Сергей Николаевич Темняткин, фото – Василий Павлович Покровский, Николай Васильевич Коломанов, Павел Николаевич Голосов, Сергей Александрович Овсянников, Сергей Николаевич Темняткин.
Снимки из собрания Этнографического музея кацкарей, краеведческого музея села Ордина, частных собраний кацкарей.

ИСТОЧНИКИ:
1. Липинский М.А. «Углицкия писцовыя книги», Ярославль, 1867-1888 годы.
2. «Выписка из Переписной церкви Кацкого стана. 1710 год» // Госмударственный архив Ярославской области (ГАЯО), ф. 582, оп. 1, ед. хр. 653.
3. «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии за 1861 год», Ярославль, 1861 год.
4. «Алфавитный указатель монастырей, церквей и сёл Ярославской епархии», Ярославль, 1908 год.
5. «Летопись церкви села Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда» // «Кацкая летопись», № 4 (138), 2006 год (специальный выпуск).
6. Третьякова Т.А. «…Производить работу рачительно и к пользе церковной… (из истории храма села Рождествена в Кадке) // «Кацкая летопись» № 1 (135), зима 2006 года.
7. Гречухин В.А. «Николо-Топорский храм: кацкий “Акрополь”» // «Кацкая летопись» № 3 (137), лето 2006 года.
8. Третьякова Т.А. «Ковезинский пожар» // «Кацкая летопись» № 3 (150), лето 2009 года.
9. Чекмарёв А.В. «Отыскался архитектор церкви села Воскресенского в Кадке» // «Кацкая летопись2 № 2 (186), весна 20018 года.
10. «…Ветха и излишня» // «Кацкая летопись» № 1 (189), зима 2019 года.

Вы здесь: Главная Заочные выставки Каменные храмы Кацкого стана

Новости


Видеоновости


Полезная информация