Этнографический музей кацкарей
Продолжение истории музея

Часть II "На втором этаже"

ПЕРВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ И ПЕРВОЕ ИМЯ

Сейчас эта комнатка на втором этаже Мартыновского Дома культуры кажется маленькой: пять на шесть метров. Но в том 1994 году она представлялась безмерно большой – в ней свободно расположилось всё, что успели на тот момент собрать для музея. В середину, как помнится, поставили ткацкий стан и подвесили зыбку, по периметру расставили все прочие экспонаты. Чтобы их осмотреть, посетители двигались по кругу – как оказалось, удобней и не придумать!
Первый мартыновский музей получился «всеядным» – всё в одной куче: старинные бытовые предметы, современное вязание, цветные и чёрно-белые фотографии, книги царских и советских времён, немногое уцелевшее церковное убранство. Тут же известняковое надгробие из Хороброва и детский гробик из Николо-Топора, а в нём, за неимением другого места, сочинения Карла Маркса и Фридриха Энгельса... Наверное, таковыми в то время были все самодельные краеведческие музеи.

От того музея осталось немного – ну вот, например, объявление о режиме работы. 1996 год.
От того музея осталось немного – ну вот, например, объявление о режиме работы. 1996 год.
Бывало, музей работал и целый день. 1997 год.
Бывало, музей работал и целый день. 1997 год.
А вот и посетители: четвероклассники Денис Замяткин и Катя Громова. Снимок 29.11.1996 года.
А вот и посетители: четвероклассники Денис Замяткин и Катя Громова. Снимок 29.11.1996 года.
Для учёта посетителей был заведён дневник. 1996-1998 годы.
Для учёта посетителей был заведён дневник. 1996-1998 годы.
Тетрадь поступлений при первом мартыновском музее тоже велась. 1996-1997 годы.
Тетрадь поступлений при первом мартыновском музее тоже велась. 1996-1997 годы.

ПЕРВЫЕ МУЗЕЙЩИКИ

Музей газеты «Кацкая летопись» работал на общественных началах, то есть без регистрации и штатного расписания. Сейчас в это трудно поверить, но были времена, когда люди что-то делали и без оплаты, и это воспринималось как само собой разумеющееся. «Всё на голом энтузиазме!» – как ещё тогда говорили. Впрочем, кое-какая документация по учёту предметов и посетителей при том первом мартыновском музее, пусть непоследовательно, но всё-таки велась.
Экспонаты собирал, экспозиции оформлял и вёл экскурсии в основном Сергей Николаевич Темняткин, в ту пору работавший учителем русского языка, литературы, истории и кацковедения в школе и по совместительству худруком в Доме культуры. Бывало, музей открывала и библиотекарь Лидия Ивановна Чуракова.
А в 1998-1999 учебном году основными музейными работниками были… старшеклассницы Мартыновской общеобразовательной школы Юля Преснова и Лена Ершова. Девчонки работали увлечённо: совершенно самостоятельно открывали музей, поддерживали в нём порядок, водили экскурсии и записывали посетителей. Они же начали оформлять и музейную библиотеку. И ведь начатая ими инвентарная книга ведётся до сих пор! Сейчас в научно-справочной библиотеке Этнографического музея кацкарей 3428 изданий, и первые 212 были поставлены на учёт именно ими.
Двадцать лет прошло с той поры. Помнят ли Юлия Михайловна Шерстнёва и Елена Сергеевна Кукличева те музейные дни?..

Работники Мартыновского сельского Дома культуры С.Н. Темняткин (худрук) и А.Б. Дорофеева (директор). Снимок 28.08.1997 года.
Работники Мартыновского сельского Дома культуры С.Н. Темняткин (худрук) и А.Б. Дорофеева (директор). Снимок 28.08.1997 года.
Библиотекарь Л.И. Чуракова – тоже зачинательница музейного дела в Мартынове. Снимок 28.08.1997 года.
Библиотекарь Л.И. Чуракова – тоже зачинательница музейного дела в Мартынове. Снимок 28.08.1997 года.
А это юные музейщицы Ю. Преснова и Л. Ершова. Снимок 20.10.1997 года.
А это юные музейщицы Ю. Преснова и Л. Ершова. Снимок 20.10.1997 года.

ПЕРВЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ

Уж чем первому мартыновскому музею повезло, так это соседством! Читали в то время много, в библиотеку ходили часто, а по пути заглядывали и в соседнюю дверь – взглянуть на экспонаты. Так что первые посетители Музея газеты «Кацкая летопись» – в основном читатели Мартыновской библиотеки. Но бывали и «заволóсные», то есть приезжие, гости – как правило, участники всевозможных семинаров. Их на базе Дома культуры и школы в то время устраивалось много. Ну вот запомнился районный семинар «О культуре», который состоялся 14 марта 1995 года и который вёл сам глава Мышкинского района Г.А. Замятин. А 25 марта 1998 года музей был в центре внимания областного семинара, организованного ярославским Домом народного творчества...
В год музей посещало по четыреста с лишним человек – об этом свидетельствует «Дневник учёта посещений», заведённый осенью 1996 года. Тогда же решили чествовать юбилейных посетителей и дарить им шоколадки. История сохранила их имена: сотым посетителем музея стал ученик Миша Галунов, двухсотым – директор Опочининской библиотеки из Мышкина Галина Алексеевна Лебедева, трёхсотым – воспитатель мартыновского детского сада «Капелька» Елена Алексеевна Великолепова. И далее опять ученики: четырёхсотая – Света Мехова, пятисотый – её брат Гена Мехов, шестисотый – Витя Туркин, семисотый – Андрей Карасёв…

Сотый посетитель музея (считая с осени 1996 года) – М. Галунов. Снимок 29.11.1996 года.
Сотый посетитель музея (считая с осени 1996 года) – М. Галунов. Снимок 29.11.1996 года.
А это Г. Мехов – пятисотый посетитель. Снимок 04.08.1997 года.
А это Г. Мехов – пятисотый посетитель. Снимок 04.08.1997 года.

В МУЗЕЙ ЗА… СКАЗКОЮ!

Что ни говори, а основными посетителями музея газеты «Кацкая летопись» были всё-таки дети: мест для досуга в деревне немного, а энергию и любопытство куда-то девать надо. К тому же в Мартыновской школе в то время преподавалось краеведение (а если быть совсем точными, «кацковедение») – предмет, чьи уроки сам Бог велел проводить в музее. Но самыми долгожданными гостями были малыши местного детского сада «Капелька». Приходили они в музей… читать сказки!
Воспитательнице Елене Алексеевне Великолеповой пришло в голову, что так интереснее. К тому же не надо объяснять на пальцах, что такое коромысло, например, или жернова – вот они, в музейной экспозиции, их и потрогать можно, и проверить в действии. Со временем малыши так осмелели, что не стеснялись и сами рассказывать сказки, и даже их инсценировать.
…Столько лет прошло, а те необыкновенные занятия всё помнятся. Андрюша Шалаев, Максим Виноградов, Серёжа Ершов, Лена Чеснокова, Вика Смирнова, Наташа Темняткина – да вы почти все теперь и сами папы и мамы. Не забывайте, что есть на свете место, где живёт сказка. Это… музей!

Воспитательница Е.А. Великолепова с малышами из детского сада «Капелька» в музее. Снимок 25.03.1997 года.
Воспитательница Е.А. Великолепова с малышами из детского сада «Капелька» в музее. Снимок 25.03.1997 года.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок…» Снимок 18.03.1997 года.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок…» Снимок 18.03.1997 года.
Инсценируем сказку «Лиса и журавль». Снимок 18.03.1997 года.
Инсценируем сказку «Лиса и журавль». Снимок 18.03.1997 года.
Роль меленки играла кофемолка… Снимок 18.03.1997 года.
Роль меленки играла кофемолка… Снимок 18.03.1997 года.
С коромыслом из сказки «У страха глаза велики». Снимок 18.03.1997 года.
С коромыслом из сказки «У страха глаза велики». Снимок 18.03.1997 года.
Ну это «три девицы под окном…» Снимок 18.03.1997 года.
Ну это «три девицы под окном…» Снимок 18.03.1997 года.
Забылось, что это и за сказка. Снимок 18.03.1997 года.
Забылось, что это и за сказка. Снимок 18.03.1997 года.
Из музея не хочется и уходить! Снимок 18.03.1997 года.
Из музея не хочется и уходить! Снимок 18.03.1997 года.

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Всё когда-то случается в первый раз, и приезд столичного журналиста тоже. Мартыновским музейщикам повезло: первая, кто их «открыл», стала интеллигентнейшая Наталья Алексеевна Ларина. Путь из Москвы до Кацкого стана в 1990-е годы был не близок. «Ночь на поезде до станции Волга, потом автобус, пересадка на другой автобус – и я в Мартынове», – вспоминала она. В общем, за один день не управишься, и Наталья Алексеевна никуда не спешила: кроме музея посетила Дом культуры, детский сад, школу. Очерк, который она написала, назывался просто – «Кацкая летопись»; он был напечатан в журнале «Сельская новь» в октябре 1995 года.
«Мы как-то привыкли в последнее время предаваться унынию. Жизнь и вправду не очень-то нас балует. Однако жизнь не может состоять только из разочарований и печали, иначе неоткуда будет взяться энергии для преодоления трудных обстоятельств.
В Мартынове это хорошо понимают. Не увлекаются пустыми мечтаниями на предмет «если бы да кабы», а стараются «оседлать» обстоятельства, подпитать сельчанина… «витамином» культуры, дефицит которого так остро ощущается сегодня в нашей стране».
Под этими строчками стоит псевдоним «Наталья Семёнова». Но мы не об этом. Двадцать с лишним лет назад были написаны они, а ведь ничего не изменилось!

Тот самый журнал «Сельская новь», № 10 (358), октябрь 1995 года, обложка.
Тот самый журнал «Сельская новь», № 10 (358), октябрь 1995 года, обложка.
Очерк «Кацкая летопись» (начало).
Очерк «Кацкая летопись» (начало).
Очерк «Кацкая летопись» (продолжение).
Очерк «Кацкая летопись» (продолжение).
Очерк «Кацкая летопись» (окончание).
Очерк «Кацкая летопись» (окончание).

ПАМЯТЬ, СОХРАНЁННАЯ ПОЛОТЕНЦЕМ

Музеи на то и музеи, чтобы пополнять свои фонды – вот и собрание музея газеты «Кацкая летопись» росло понемногу. Кое-что добывалось в брошенных домах, но больше приносили посетители-земляки. Странное то было время – 1990-е: люди как-то не задумывались, что старые вещи выгоднее продать, и просто дарили их – иногда и очень ценные.
– Не надо ли вам в музей приданое моей прабабушки? – предложила, помнится, бывший директор Мартыновской школы Нина Николаевна Антошина-Колядина. – Это полотенце. Вернее, само-то оно поистрепалось, но концы кто-то в нашей семье отрезал (давно, ещё до меня), и теперь они передаются по наследству.
Уже при первом взгляде на эти концы, стало понятным, что они очень древние. Специалисты подтвердили: их смело можно датировать первой четвертью XIX-го века, но, возможно, они и старше – из XVIII-го столетия. Льняные, домотканые, с вышивкой для наших мест редкой: красные полосы имитируют бранное ткачество, а между ними так называемая «белая строчка» с цветной обвязкой шерстяной ниткою.
Но ещё любопытнее сюжет вышивки – шерстяная нить, правда, не столь долговечна, но прочесть его можно. Средняя полоса – это Земля, «мир живых». По краям смотрят друг на друга два петуха, и над каждым из них по солнцу, а в центре – «Мировое дерево», связывающее Землю и Небо.
Небо, оно же «мир богов» – это верхняя полоса «белой строчки». Богов там три. В 1980-е годы академик Б.А. Рыбаков пробовал разгадать подобные сюжеты, и, если следовать его предположениям, в центре вышит бог Род, а по краям две Рожаницы.
«Мир мёртвых», то есть подземный мир, на вышивках обычно изображался цветами и листьями, и здесь есть своя логика: травы-то растут из-под земли. Это подзор полотенца, и он необычный – не ручной работы, а машинной. Сейчас-то мы более ценим то, что создано руками, а лет двести тому назад уж так хотелось прихвастнуть купленным в городе кружевом!
…Больше двадцати лет как эти концы полотенец в экспозиции. «На них молиться можно!» – сказала однажды знающая толк в старине посетительница. Но мы, музейные хранители, глядя на них, прежде всего вспоминаем Нину Николаевну, так безвременно от нас ушедшую…

Конец полотенца Антошиных. Снимок 05.11.2019 года.
Конец полотенца Антошиных. Снимок 05.11.2019 года.
Н.Н. Антошина. Снимок второй половины 1980-х годов.
Н.Н. Антошина. Снимок второй половины 1980-х годов.

594 ГРАММА ПРОШЛОГО

Из предметов, которые в Этнографическом музее кацкарей «ещё оттуда», из музейчика при Доме культуры, запал в душу дар владышинского бригадира Виктора Васильевича Дорофеева.
– Мне лет шесть-семь было, когда с Николо-Топорской церкви снимали колокола, – рассказал он. – Разбивали их прямо на месте и куда-то увозили. Родители наши стояли в сторонке, побаивались, а мы, самые отчаянные из ребятни, изловчились утащить по осколку. У меня их даже два было, но один куда-то запропастился, а оставшийся я дарю музею.
Какой же он маленький – поместился на ладони! 5 на 7,5 на 4 сантиметра, и на одной из сторон фрагмент барельефа. 594 грамма…
Колокола с Николо-Топорской церкви снимали осенью 1938 года, увезя 5449 килограммов «лома церковной бронзы». Но 594 грамма всё-таки на Кацкой земле остались. Осколок прежней жизни... По сути, всё собрание музея – это всего лишь осколки прошлого. Но не будь их, помнили бы мы его!?

Осколок колокола николо-топорской церкви, сохранённый В.В. Дорофеевым. Снимок 23.01.2019 года.
Осколок колокола николо-топорской церкви, сохранённый В.В. Дорофеевым. Снимок 23.01.2019 года.
Бригадир В.В. Дорофеев собирает народ колокольчиком. д. Владышино, снимок 1960-х годов.
Бригадир В.В. Дорофеев собирает народ колокольчиком. д. Владышино, снимок 1960-х годов.

ТЁЩИНА «СКВОРЕШЕНКА»

– Это тёщи моей! – пояснил Николай Семёнович Румянцев, вручая в дар музею небольшой ящичек. – Какова «скворéшенка», а? Тёща в ней свечки из церкви домой носила.
«Скворéшенка» оказалась чудом деревенской изобретательности: деревянный с железным верхом ящичек 12 на 6,7 на 7 сантиметров, но не в размерах суть. При нём и дверца на петельке да с крючком, и цепочка для ношения, но и это не главное. Вся хитрость в том, что и в дверце, и в железном верхе имеются круглые отверстия, благодаря которым в «скворéшенке» создаётся тяга, и свечка не гаснет.
Пойдёт, бывало, Варвара Алексеевна Обручникова, тёща дарителя, в Юрьевскую церковь накануне «Пáски». Зажжёт там свечку, поставит в «скворéшенку» и, не боясь непогоды, донесёт до родного Левцова. А дома зажжёт от неё лампадку перед иконами – к счастью.
…И всё-таки музей в Мартынове появился вовремя. Вот, попадись бы сейчас в каком-нибудь брошенном доме эта самая «скворéшенка» – разве бы кто сообразил, что это такое и к чему? А в 1990-е годы поколение, знавшее старинный деревенский уклад, ещё жило. Оно-то и было главным консультантом зарождавшегося Этнографического музея кацкарей...

 

Это и есть «скворéшенка» для ношения свечи. Снимок 09.11.2019 года.
Это и есть «скворéшенка» для ношения свечи. Снимок 09.11.2019 года.

Часть III "Переезд" во вкладке "Продолжение продолжения"

http://www.katskari.ru/page.php?level=2&id_level_1=25&id_level_2=59

Вы здесь: Главная История музея Продолжение истории музея
Новости
Видеоновости
 2017 - 2020 Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»
Сайт katskari.ru является официальным сайтом этнографического музея кацкарей
Электронная почта info@katskari.ru является официальной электронной почтой этнографического музея кацкарей
Все материалы сайта доступны по Лицензии о распространении информации.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 09 июля 2020 года, четверг
Представительства в социальных сетях
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз