Муниципальное учреждение культуры

Мышкинского муниципального района

«Этнографический музей кацкарей»

katskari.ru - официальный сайт

Продолжение продолжения
Часть III "Переезд"

ИЗБА ПОД МУЗЕЙ

И всё-таки память человеческая – штука ненадёжливая: и прошло-то всего двадцать лет, а многое уже не помнится…
В конце 1990-х годов из Мартынова в город к дочери уезжала Александра Ивановна Григорьева. Она давно уже приезжала в деревню только на лето, а тут решила перебраться окончательно: девятый десяток всё-таки – возраст не для жизни одной. Дом свой она продавала.
А дом – старинная изба, срубленная в 1911-м (по семейным преданиям) или даже в 1910-м (по сельсоветским документам) году. Изба, можно сказать, историческая: именно в ней останавливалась на ночлег во время своей экспедиции по Кацкому стану известная исследовательница Г.Л. Дайн. «Посредине мощная печь, облицованная белым изразцом, – делилась она своими впечатлениями. – Её можно обойти кругом: кухня и три комнаты сообщаются филёнчатыми дверями, на каждой блестит медная ручка. Стены из толстых гладко обтёсанных брёвен, широченные половицы, оконные рамы с желобками для воды – образец столярного мастерства».
Когда-то дом был на две половины, и обе с русскими печками, но при ремонте в 1960-х годах зимнюю половину сломали, выстроив на её месте двор. Первоначальный облик избы, стало быть, не сохранился. Но всё равно, как бы хорошо было перевезти в неё музей!
…А что забылось-то? Забылось, кому пришла в голову эта светлая мысль: то ли мартыновским работникам культуры, то ли инициативу проявила сама бабушка Шура…

В ПОИСКАХ ДЕНЕГ

За избу хозяйка запросила 35000 рублей – сумму по тем временам не ахти какую баснословную, но уж коли средств нет, так их нет: хоть десять тысяч спрашивают, хоть двадцать, хоть сорок… И вот 1999 год прошёл в поисках денег.
Обращались в районную администрацию, но там к покупке дома под музей отнеслись без воодушевления, что в принципе и понятно: развивать музейное дело в отдалённой деревне – верх безумия. У вас уже есть музей на втором этаже Дома культуры – сидите и радуйтесь!
Писали губернатору Ярославской области А.И. Лисицыну и депутату Государственной думы А.Н. Грешневикову. И вот что оказалось: обращения в областные структуры всё равно пересылаются для рассмотрения в район, а из Госдумы – в область, а потом опять в район. В общем, круг замкнулся, и в пору было уже отчаяться, но союзник нашёлся – советница губернатора Татьяна Адольфовна Бородина. На всех областных совещаниях по культуре она неизменно твердила: «Ну давайте поможем мартыновским краеведам! Давайте выкупим дом для музея!» Всерьёз её предложение не обсуждали, но слушать – слушали, и это уже хорошо.
А у мартыновских краеведов тем временем появились конкуренты, которые давали за дом больше. Но бабушка-хозяйка держалась, дом не продавала – уж очень хотелось ей, чтобы в нём был музей! В то что деньги найдутся, она верила, пожалуй, больше всех, а бабушкина вера многого стоит…

РОЖДЕНИЕ НКО

И тут подумалось: а что если и в самом деле найдётся спонсор, готовый оплатить покупку избы под музей? Как он передаст деньги? В конверте да на блюде да с голубой каёмочкой? Навряд ли! Скорее всего, перечислит безналичным расчётом на счёт – только вот на какой?
Так пришла мысль создать некоммерческую организацию Клуб «Кацкая летопись». «Некоммерческую» – это значит, не для получения прибыли, а для просветительских задач по изучению и популяризации истории и культуры Кацкого стана.
Юридические лица в 1990-е годы создавались просто. Прочли закон «О некоммерческих организациях», сами – без юриста – написали устав, перепечатали его на пишущей машинке набело и отнесли в местную администрацию. Постановление о регистрации не заставило себя ждать – глава Мышкинского муниципального округа Г.А. Замятин подписал его 19 июля 1999 года. А далее – изготовление печати, постановка на учёт в налоговой инспекции, пенсионном и медицинском фондах, открытие счёта в банке. И всё, Клуб «Кацкая летопись» заработал!

«ПОКÓННИЦА» ДЛЯ ПЕЧАТИ

Кстати, о печати НКО Клуб «Кацкая летопись». На ней ведь должна быть какая-то эмблема! Вернее, не «какая-то», а официально узаконенная уставом организации.
И тут вспомнились школьные походы, во время которых уже был придуман «наш кацкий герб». В его основе – Солнце, подсмотренное на домовой резьбе, вальках и прялках, старинных полотенцах и даже средневековых известняковых надгробиях. Солнце наши предки изображали по-разному, а мы выбрали «бегущее» – то, чьи лучи искривлены. Это тоже от походов: если выхватить из ночного костра головешку и начать ею рисовать в воздухе круги, рисунок получится точно таким же! В кацких мифах Солнце – это Белая Корова, которая бредёт по небу и шлёт людям свет, тепло, радость и достаток.
Но одного Солнца показалось маловато, и на его фоне мы разместили православный крест с двумя скрещёнными топорами – плотницким и боевым. Тут всё просто: боевой топор – память о стародавних битвах с монголо-татарами, о которых в 1990-е годы ещё рассказывали старики, плотницкий – напоминание о трудовых свершениях, без которых тоже нельзя. А всё вместе – символ Николо-Топора, «сердца» Кацкого стана. Ах да, топор для кацкарей – это ещё и оберег от злого духа Чугрéя, когда-то очень давно похищавшего людей…
Удачным ли был тот полудетский «герб», неудачным, но подумалось, что гербы не меняют. И вот мышкинский художник Сергей Васильевич Куров нарисовал его «красиво», и с тех пор это узаконенный уставом символ сначала некоммерческой организации, а потом и Этнографического музея кацкарей. Правда, зовём мы его не «символом», не «эмблемой» и не «гербом», а «покóнницей» – так в доколхозные времена назывались родовые знаки кацких родов-«покóнов».

ДЕНЬГИ НАЙДЕНЫ!

2000-й год. Май. Районный Дом культуры в Мышкине. Сцена. Неизвестно, кто ещё больше волновался на ней: вновь избранный глава района И.А. Герасимов или кацкий краевед С.Н. Темняткин. Жизнь первого из них в этот день изменилась на четыре года, второго – видимо, до конца…
В Доме культуры полон зал народу. Идёт церемония торжественного вступления в должность – инаугурация, как теперь её называют. Ивана Анатольевича Герасимова поздравляют представители общественности, официальные лица и, конечно же, сам губернатор А.И. Лисицын. И вот, покончив с поздравлениями, Анатолий Иванович неожиданно для всех зачитывает своё постановление о… создании в Мартынове музея! Более того – о выделении из областного бюджета средств на покупку для него дома! На всю жизнь заполнились дата и номер этого постановления: 5 мая 2000 года, № 316. Зал ахнул…
Вот так счастливо закончилась история с поиском денег. Они и впрямь были преподнесены чуть ли не на блюдечке да с голубой каёмочкой. Почему губернатор решил сделать это!? Ему нужен был эффектный жест? Или он действительно поверил, что выйдет что-то путное?
Во всяком случае, спасибо всем, кто повлиял на это его решение. Память сохранила тех, с кем полтора года встречались-созванивались-переписывались: советник губернатора Татьяна Адольфовна Бородина, первый заместитель Ирина Ильинична Скороходова, специалист департамента культуры и туризма Марина Владимировна Осипова, заместитель директора департамента Татьяна Львовна Васильева и сам директор Юрий Александрович Иванов, начальник управления по социальным вопросам Татьяна Владимировна Бондарева и депутат Государственной Думы Российской Федерации Анатолий Николаевич Грешневиков. Доброго всем здравия!

СЛОВО ОБ ИЗБЕ

Порой кажется, что здания живые. Так же, как и люди, они рождаются, живут, болеют, стареют. Им тоже нужна забота. Кто-то из них тоже живёт в достатке, а кто-то в нищете... Рада ли сама старинная изба, что она теперь музей?
Срубили её в 1910 году сицкари – плотники с реки Сити. Хозяева Максим Григорьевич и Анна Васильевна Григорьевы-Щениковы новое жильё для себя строили «на вы́хвалку»: с большими окнами, с высокими потолками, с летней и зимней половинами, и в каждой из них русская печь. Могли себе позволить: Максим-то Григорьевич был отходником, торговал в Питере у тамошнего купца Верещагина, и, рассказывают, что тот доверял ему больше, чем своим сыновьям. Понятное дело: богатую свою избу Григорьевы берегли и, чтобы ненароком не сжечь, на зиму перебирались в тесную зимушку, стоявшую позади.
А время шло: дочери Матрёна и Марья вышли замуж, и изба досталась сыну Михаилу. В 1929 году Григорьевых было раскулачили, разместив в их доме сначала сельсовет, а потом почту и детские ясли. Но через полгода вернули всё – Михаил Максимович был единственным на весь колхоз трактористом.
И снова побежали годы – хозяева старели, и изба с ними. В 1969 году она пережила ремонт, во время которого разобрали зимнюю её половину – жаль! Зато летнюю поставили на кирпичные «тумбочки», тем самым сохранив её жизнь.
Последнюю хозяйку дома звали Александра Ивановна, она была вдовою Михаила Максимовича. Дети Виктор и Надежда стали городскими, и она в конце концов уехала к дочери в город. В оставленную ею избу въезжал музей. Опустевшие было помещения живо наполнялись экспонатами, перевезёнными со второго этажа Мартыновского Дома культуры. Они отовсюду: из Мартынова, Владышина, Киндякова, Хороброва, Левцова, Нефина, Дьяконовки… И с каждым своя история! Свыкнется ли старая изба с этими новыми для неё жильцами?..

МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК

Многие считают, что музей – это когда нашёл подходящее помещение, поставил в него пару-тройку старинных вещей, и давай водить туристов – «деньги заколачивать»... Эх, если бы всё было так просто! Музей – дело неприделанное.
Прежде всего эти самые старинные вещи надо научиться учитывать и хранить. Им то слишком сухо, то чересчур влажно, то посетители в руках вертят, то моль, то мыши… А бумаг-то – бумаг: акты временного хранения, протоколы заседаний экспертной фондово-закупочной комиссии, договоры с владельцами, акты постоянного хранения, книги поступлений (обязательно рукописные!), топографические описи… Где взять людей в деревне, которые бы всё это знали и умели!? Людям, кстати, надо платить зарплаты, а государству – с зарплат начисления.
Теперь о помещении. Одно дело, когда ты при Доме культуры и не думаешь ни об отоплении, ни об освещении, и другое – когда самостоятельное учреждение со своими зданием и землёй и, стало быть, с бесконечными хозяйственными хлопотами.
Налоги – дело святое, но какое-то путанное. Так, сразу и не сообразишь, что печное отопление – для атмосферы страшный вред, и поэтому музей должен платить налог за загрязнение окружающей среды.
А ещё противопожарные, санитарные, антитеррористические, антикоррупционные требования, и во всех надо разбираться, иначе – штраф или закрытие… Этнографический музей кацкарей, кстати, по различным предписаниям приостанавливал свою деятельность трижды. Что скрывать: создавался он методом проб и ошибок – сколько их было, сколько ещё будет, Бог весть!
Что же касается «заколачивания денег», то музеи создаются вовсе не для этого. Вот и статья 26 федерального закона № 54-ФЗ от 26 мая 1996 года «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» о том же: «Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера».

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

В том памятном для Этнографического музея кацкарей 2000-м году вышло ещё два знаковых в его судьбе документа – оба 29 мая и оба за подписью главы Мышкинского муниципального района И.А. Герасимова. Одно из них постановление № 74 об открытии в Мартынове музея, другое – распоряжение № 39 о назначении на должность директора. Им стал… Нет, не так: им стала Светлана Александровна Замяткина. Она как раз заканчивала Великосельский совхоз-техникум, где получила специальность юриста.
Почему не С.Н. Темняткин? Он в ту пору работал главным редактором мышкинской районной газеты «Волжские зори» и не мог вот так сразу, не подготовив преемника, оставить свою должность. К тому же у него были и другие подработки: полставки худрука в Мартыновском Доме культуры и уроки в Мартыновской школе. А ещё было понимание, что в одиночку такую махину как музей не поднимешь.
Светлана Александровна руководила музеем, считая отпуск по уходу за ребёнком, пять лет. Ну как «руководила»: хранителем, экскурсоводом и смотрителем была тоже она. И полы мыла, и печи топила! Молодая, симпатичная, скромная, очень правдивая, до работы хваткая и в работе бесстрашная – вот такой была первый директор Этнографического музея кацкарей.

Часть IV "На новом месте" во вкладке "Ещё продолжение"

http://www.katskari.ru/page.php?level=2&id_level_1=25&id_level_2=61

Вы здесь: Главная История музея Продолжение продолжения

Новости


Видеоновости


Полезная информация