Часть II "На втором этаже"
ПЕРВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ И ПЕРВОЕ ИМЯ
Сейчас эта комнатка на втором этаже Мартыновского Дома культуры кажется маленькой: пять на шесть метров. Но в том 1994 году она представлялась безмерно большой – в ней свободно расположилось всё, что успели на тот момент собрать для музея. В середину, как помнится, поставили ткацкий стан и подвесили зыбку, по периметру расставили все прочие экспонаты. Чтобы их осмотреть, посетители двигались по кругу – как оказалось, удобней и не придумать!
Первый мартыновский музей получился «всеядным» – всё в одной куче: старинные бытовые предметы, современное вязание, цветные и чёрно-белые фотографии, книги царских и советских времён, немногое уцелевшее церковное убранство. Тут же известняковое надгробие из Хороброва и детский гробик из Николо-Топора, а в нём, за неимением другого места, сочинения Карла Маркса и Фридриха Энгельса... Наверное, таковыми в то время были все самодельные краеведческие музеи.
ПЕРВЫЕ МУЗЕЙЩИКИ
Музей газеты «Кацкая летопись» работал на общественных началах, то есть без регистрации и штатного расписания. Сейчас в это трудно поверить, но были времена, когда люди что-то делали и без оплаты, и это воспринималось как само собой разумеющееся. «Всё на голом энтузиазме!» – как ещё тогда говорили. Впрочем, кое-какая документация по учёту предметов и посетителей при том первом мартыновском музее, пусть непоследовательно, но всё-таки велась.
Экспонаты собирал, экспозиции оформлял и вёл экскурсии в основном Сергей Николаевич Темняткин, в ту пору работавший учителем русского языка, литературы, истории и кацковедения в школе и по совместительству худруком в Доме культуры. Бывало, музей открывала и библиотекарь Лидия Ивановна Чуракова.
А в 1998-1999 учебном году основными музейными работниками были… старшеклассницы Мартыновской общеобразовательной школы Юля Преснова и Лена Ершова. Девчонки работали увлечённо: совершенно самостоятельно открывали музей, поддерживали в нём порядок, водили экскурсии и записывали посетителей. Они же начали оформлять и музейную библиотеку. И ведь начатая ими инвентарная книга ведётся до сих пор! Сейчас в научно-справочной библиотеке Этнографического музея кацкарей 3428 изданий, и первые 212 были поставлены на учёт именно ими.
Двадцать лет прошло с той поры. Помнят ли Юлия Михайловна Шерстнёва и Елена Сергеевна Кукличева те музейные дни?..
ПЕРВЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ
Уж чем первому мартыновскому музею повезло, так это соседством! Читали в то время много, в библиотеку ходили часто, а по пути заглядывали и в соседнюю дверь – взглянуть на экспонаты. Так что первые посетители Музея газеты «Кацкая летопись» – в основном читатели Мартыновской библиотеки. Но бывали и «заволóсные», то есть приезжие, гости – как правило, участники всевозможных семинаров. Их на базе Дома культуры и школы в то время устраивалось много. Ну вот запомнился районный семинар «О культуре», который состоялся 14 марта 1995 года и который вёл сам глава Мышкинского района Г.А. Замятин. А 25 марта 1998 года музей был в центре внимания областного семинара, организованного ярославским Домом народного творчества...
В год музей посещало по четыреста с лишним человек – об этом свидетельствует «Дневник учёта посещений», заведённый осенью 1996 года. Тогда же решили чествовать юбилейных посетителей и дарить им шоколадки. История сохранила их имена: сотым посетителем музея стал ученик Миша Галунов, двухсотым – директор Опочининской библиотеки из Мышкина Галина Алексеевна Лебедева, трёхсотым – воспитатель мартыновского детского сада «Капелька» Елена Алексеевна Великолепова. И далее опять ученики: четырёхсотая – Света Мехова, пятисотый – её брат Гена Мехов, шестисотый – Витя Туркин, семисотый – Андрей Карасёв…
В МУЗЕЙ ЗА… СКАЗКОЮ!
Что ни говори, а основными посетителями музея газеты «Кацкая летопись» были всё-таки дети: мест для досуга в деревне немного, а энергию и любопытство куда-то девать надо. К тому же в Мартыновской школе в то время преподавалось краеведение (а если быть совсем точными, «кацковедение») – предмет, чьи уроки сам Бог велел проводить в музее. Но самыми долгожданными гостями были малыши местного детского сада «Капелька». Приходили они в музей… читать сказки!
Воспитательнице Елене Алексеевне Великолеповой пришло в голову, что так интереснее. К тому же не надо объяснять на пальцах, что такое коромысло, например, или жернова – вот они, в музейной экспозиции, их и потрогать можно, и проверить в действии. Со временем малыши так осмелели, что не стеснялись и сами рассказывать сказки, и даже их инсценировать.
…Столько лет прошло, а те необыкновенные занятия всё помнятся. Андрюша Шалаев, Максим Виноградов, Серёжа Ершов, Лена Чеснокова, Вика Смирнова, Наташа Темняткина – да вы почти все теперь и сами папы и мамы. Не забывайте, что есть на свете место, где живёт сказка. Это… музей!
ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Всё когда-то случается в первый раз, и приезд столичного журналиста тоже. Мартыновским музейщикам повезло: первая, кто их «открыл», стала интеллигентнейшая Наталья Алексеевна Ларина. Путь из Москвы до Кацкого стана в 1990-е годы был не близок. «Ночь на поезде до станции Волга, потом автобус, пересадка на другой автобус – и я в Мартынове», – вспоминала она. В общем, за один день не управишься, и Наталья Алексеевна никуда не спешила: кроме музея посетила Дом культуры, детский сад, школу. Очерк, который она написала, назывался просто – «Кацкая летопись»; он был напечатан в журнале «Сельская новь» в октябре 1995 года.
«Мы как-то привыкли в последнее время предаваться унынию. Жизнь и вправду не очень-то нас балует. Однако жизнь не может состоять только из разочарований и печали, иначе неоткуда будет взяться энергии для преодоления трудных обстоятельств.
В Мартынове это хорошо понимают. Не увлекаются пустыми мечтаниями на предмет «если бы да кабы», а стараются «оседлать» обстоятельства, подпитать сельчанина… «витамином» культуры, дефицит которого так остро ощущается сегодня в нашей стране».
Под этими строчками стоит псевдоним «Наталья Семёнова». Но мы не об этом. Двадцать с лишним лет назад были написаны они, а ведь ничего не изменилось!
ПАМЯТЬ, СОХРАНЁННАЯ ПОЛОТЕНЦЕМ
Музеи на то и музеи, чтобы пополнять свои фонды – вот и собрание музея газеты «Кацкая летопись» росло понемногу. Кое-что добывалось в брошенных домах, но больше приносили посетители-земляки. Странное то было время – 1990-е: люди как-то не задумывались, что старые вещи выгоднее продать, и просто дарили их – иногда и очень ценные.
– Не надо ли вам в музей приданое моей прабабушки? – предложила, помнится, бывший директор Мартыновской школы Нина Николаевна Антошина-Колядина. – Это полотенце. Вернее, само-то оно поистрепалось, но концы кто-то в нашей семье отрезал (давно, ещё до меня), и теперь они передаются по наследству.
Уже при первом взгляде на эти концы, стало понятным, что они очень древние. Специалисты подтвердили: их смело можно датировать первой четвертью XIX-го века, но, возможно, они и старше – из XVIII-го столетия. Льняные, домотканые, с вышивкой для наших мест редкой: красные полосы имитируют бранное ткачество, а между ними так называемая «белая строчка» с цветной обвязкой шерстяной ниткою.
Но ещё любопытнее сюжет вышивки – шерстяная нить, правда, не столь долговечна, но прочесть его можно. Средняя полоса – это Земля, «мир живых». По краям смотрят друг на друга два петуха, и над каждым из них по солнцу, а в центре – «Мировое дерево», связывающее Землю и Небо.
Небо, оно же «мир богов» – это верхняя полоса «белой строчки». Богов там три. В 1980-е годы академик Б.А. Рыбаков пробовал разгадать подобные сюжеты, и, если следовать его предположениям, в центре вышит бог Род, а по краям две Рожаницы.
«Мир мёртвых», то есть подземный мир, на вышивках обычно изображался цветами и листьями, и здесь есть своя логика: травы-то растут из-под земли. Это подзор полотенца, и он необычный – не ручной работы, а машинной. Сейчас-то мы более ценим то, что создано руками, а лет двести тому назад уж так хотелось прихвастнуть купленным в городе кружевом!
…Больше двадцати лет как эти концы полотенец в экспозиции. «На них молиться можно!» – сказала однажды знающая толк в старине посетительница. Но мы, музейные хранители, глядя на них, прежде всего вспоминаем Нину Николаевну, так безвременно от нас ушедшую…
594 ГРАММА ПРОШЛОГО
Из предметов, которые в Этнографическом музее кацкарей «ещё оттуда», из музейчика при Доме культуры, запал в душу дар владышинского бригадира Виктора Васильевича Дорофеева.
– Мне лет шесть-семь было, когда с Николо-Топорской церкви снимали колокола, – рассказал он. – Разбивали их прямо на месте и куда-то увозили. Родители наши стояли в сторонке, побаивались, а мы, самые отчаянные из ребятни, изловчились утащить по осколку. У меня их даже два было, но один куда-то запропастился, а оставшийся я дарю музею.
Какой же он маленький – поместился на ладони! 5 на 7,5 на 4 сантиметра, и на одной из сторон фрагмент барельефа. 594 грамма…
Колокола с Николо-Топорской церкви снимали осенью 1938 года, увезя 5449 килограммов «лома церковной бронзы». Но 594 грамма всё-таки на Кацкой земле остались. Осколок прежней жизни... По сути, всё собрание музея – это всего лишь осколки прошлого. Но не будь их, помнили бы мы его!?
ТЁЩИНА «СКВОРЕШЕНКА»
– Это тёщи моей! – пояснил Николай Семёнович Румянцев, вручая в дар музею небольшой ящичек. – Какова «скворéшенка», а? Тёща в ней свечки из церкви домой носила.
«Скворéшенка» оказалась чудом деревенской изобретательности: деревянный с железным верхом ящичек 12 на 6,7 на 7 сантиметров, но не в размерах суть. При нём и дверца на петельке да с крючком, и цепочка для ношения, но и это не главное. Вся хитрость в том, что и в дверце, и в железном верхе имеются круглые отверстия, благодаря которым в «скворéшенке» создаётся тяга, и свечка не гаснет.
Пойдёт, бывало, Варвара Алексеевна Обручникова, тёща дарителя, в Юрьевскую церковь накануне «Пáски». Зажжёт там свечку, поставит в «скворéшенку» и, не боясь непогоды, донесёт до родного Левцова. А дома зажжёт от неё лампадку перед иконами – к счастью.
…И всё-таки музей в Мартынове появился вовремя. Вот, попадись бы сейчас в каком-нибудь брошенном доме эта самая «скворéшенка» – разве бы кто сообразил, что это такое и к чему? А в 1990-е годы поколение, знавшее старинный деревенский уклад, ещё жило. Оно-то и было главным консультантом зарождавшегося Этнографического музея кацкарей...
Часть III "Переезд" во вкладке "Продолжение продолжения"
http://www.katskari.ru/page.php?level=2&id_level_1=25&id_level_2=59
Вы здесь: Главная История музея Продолжение истории музея