|
|
Каменные храмы Кацкого станаЗаочная выставка "КАМЕННЫЕ ХРАМЫ КАЦКОГО СТАНА"ПОКРОВСКОЕ В КАДКЕ (КОВЕЗИНО)
1-10. Село Покровское в Кадке расположено, как написано в старинной книге, «на равнине при речке Кадке». Каменная церковь в нём ещё стоит – заброшенная и разграбленная, с провалившейся крышей, но стоит! В советское время она, кстати, служила дольше всех кацких церквей – до 1968 года. Ну а построена она была в 1864 году «иждивением прихожан», то есть на собранные по народу средства. Престолов в ней было три: Святой Живоначальной Троицы (главный), Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного князя Александра Невского (придельные). В церкви находилась особо чтимая икона Воскресения Христова, почитаемая за явленную и чудотворную. Любопытно, что это не первый каменный храм в Покровском в Кадке. Предыдущий был построен в 1783 году и имел два престола: Святой Живоначальной Троицы (главный) и Покрова Пресвятой Богородицы (придельный). А до того здешние церкви были деревянными. Так, в 1628-1631 годах в Покровском в Кадке стояла рубленая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. В 1710-1723 годах деревянных церквей в селе было уже две: Святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1773 году Покровская церковь сгорела, после чего новые церкви в селе решили строить уже в камне…
1. Покровское в Кадке, 1963-1964 годы
|
2. Тот же вид, 2007 год
|
3. Общий вид, 2007 год
|
4. Колокольня, 2007 год
|
5. Вход под колокольней, 2007 год
|
6. В храме, 2007 год
|
7. Спас в алтаре, 2007 год
|
8. Окно, 2007 год
|
9. Северные врата, 2007 год
|
10. Покровские дали, 2007 год
|
ВОСКРЕСЕНСКОЕ В КАДКЕ
11-16. Село Воскресенское в Кадке расположено «на равнине, немного возвышенной, при речке Нерге». Мало кто знает, что в старину оно имело и другое название – Сухово-Кобылино; это оттого в XVIII-XIX веках им владели дворяне Сухово-Кобылины. Так вот: один из них, «поручик и кавалер» Александр Александрович, в 1838 году выстроил в селе церковь каменную. Престолов в ней было три: Обновления Храма Воскресения Христова (главный), во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия Ростовского и Владимирския иконы Божией Матери (придельные). Имелись и особо чтимые иконы: Владимирския Божией Матери и Святой и Праведной Сарры. Ну а прежде все храмы в селе были деревянными, и самый старый, освящённый «во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския», зафиксирован в писцовых книгах 1628-1631 годов. В 1710 году в селе стояла церковь «во имя Воскресения Христова с приделом Сретения Господня», а в 1723-м – Обновления Храма Воскресения Христова. Но вернёмся к каменному храму 1838 года постройки. Это единственный храм в Кацком стане, архитектор которого известен: Афанасий Григорьевич Григорьев, основатель архитектурного направления «московский ампир». Воскресенско-Кацкая церковь считается одной из лучших его работ, но до сегодняшнего дня, к несчастью, не дожила: в 1953 году её разобрали на кирпич, чтобы построить в деревне Золотухине свинарник…
11. Воскресенское в Кадке, около 1930 года
|
12. Проект А.Г. Григорьева, 1830-е годы
|
13. Церковное место, 2019 год
|
14. Следы "чёрных копателей", 2019 год
|
15. Липовая аллея, 2019 год
|
16. А за рекой..., 2019 год
|
ТИМОХОВО
17-24. Село Тимохово, как заметил старинный документ, «расположено на равнине и со всех сторон окружено болотами». И вот среди этих болот «иждивением прихожан и добровольных жертвователей из соседних приходов» в 1902 году была построена каменная церковь. Престол в ней был всего один – Преображения Господня. И две особо чтимые иконы: «старинный больших размеров Нерукотворный Образ Спасителя» и «икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, принесённая с Афона усердием неизвестного жертвователя». Примечательно, что деревянную церковь в Тимохове при постройке каменной не разобрали, а оставили как памятник – была она 1756 года постройки. Но судьба не пожалела ни ту, ни другую: деревянная Тимоховская церковь сгорела в 1920-х годах, а каменная была разобрана на кирпич в 1950-х. Что до истории деревянных тимоховских храмов, то в 1628-1631 годах в селе служила церковь «Преображения Господа Нашего Иисуса Христа». В 1710-1723 годах она ещё стояла, а рядом с ней новая Одигитрии Пресвятой Богородицы. Во второй половине XVIII-го века взамен них были срублены новые церкви: в 1756 году Преображения Господня и в 1780 году Смоленской Божией Матери. Однако в церковных отчётах за 1861 и 1908 годы упоминается только одна тимоховская деревянная церковь – Преображенская; она-то и дожила до советских времён.
17. Тимоховские храмы, около 1905 года
|
18. Церковное место, 2019 год
|
19. Ров от фундамента, 2019 год
|
20. Яма на месте колокольни, 2019 год
|
21. Здесь был алтарь, 2019 год
|
22. Церковный кирпич, 2019 год
|
23. Вид на церкви, 2019 год
|
24. Прощай, Тимохово! 2019 год
|
РОЖДЕСТВЕНО В КАДКЕ
25-33. Село Рождествено в Кадке расположено «на равнине, при речке Нерге». Каменный храм в нём, что стоит и доныне, строился в два приёма: в 1813 году освятили собственно церковь, а в 1852-м – колокольню. Возводили «тщанием прихожан», то есть всем миром, и получилось солидно – единственная в Кацком стане пятиглавая церковь, и престолов пять: Рождества Христова (главный), во имя Казанской Божией Матери, Спасителя и Чудотворца Николая, во имя Пророка Илии и «во имя Безсеребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана» (придельные). Любопытно, что это не первый каменный здешний храм. Полвека раньше, в 1760-х годах, в селе тоже строилась каменная церковь. Вероятно, она оказалась тесноватой для огромного Рождественоско-Кацкого прихода, и в начале XIX-го её заменили существующей. А что касается деревянных храмов в Рождествене в Кадке, то их в в старое время было немало. Так, писцовые книги 1628-1631 годов сообщают, что в селе церковь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и «место церковное, что была церковь Афонасей и Кирил». В 1710 году церковь в селе одна – Рождества Христова, а в 1723-м – снова две: летняя во имя Рождества Христова и зимняя во имя Казанской Божией Матери. В последний раз деревянную церковь в селе срубили в 1740-1741 годах, главный престол её имел посвящение Казанской Божией Матери, а придельный – Николая Чудотворца. Каменный же храм 1813-1852 годов сохранился. В 1930-е годы он был отдан под мастерские МТС (затем ПМК-7) и частично перестроен. Основной объём его и до сих пор принадлежит ООО «Мышкинмелиорация», и лишь колокольня в 2006 году была отдана верующим. Первая служба в возрождённом Рождественско-Кацком храме состоялась на пасхальной неделе 10 апреля 2007 года.
25. Рождествено в Кадке, 1933 год
|
26. Рождествено в Кадке, 2010 год
|
27. Ремонты, ремонты..., 2007 год
|
28. Ещё без иконостаса, 2008 год
|
29. С крестом! 2013 год
|
30. Прихожане, 2016 год
|
31. Перед службой, 2016 год
|
32. Архиерейская служба, 2016 год
|
33. Епископ Феодор в храме, 2016 год
|
ТАРАЛЫКОВО
34-39. Село Таралыково, как сообщает старинный документ, «расположено на равнине, при ручье». Впрочем, местные жители этот ручей считают за речку: в средние века её называли Позденкой, а сейчас – Коренёвкой. Каменный Таралыковский храм прихожане строили своими силами, почитай, весь XIX-й век: в 1814 году освятили летнюю его половину, в 1876-м – зимнюю. Престолов в нём было три: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Рождества Христова и Святого Пророка Илии (придельные). Церковные службы в Таралыкове прекратились в 1941 году. Храм стали использовать как зерновой склад, а в 1950-х годах разобрали – по воспоминаниям старожилов, старинная кладка оказалось настолько прочной, что ни одного целого кирпича добыть не удалось. А теперь несколько слов о деревянных таралыковских церквах, что стояли в селе прежде каменной. Первое известие о них относится к 1710 году, и в ту пору их было две: Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Пророка Илии и «ветхая во имя Покрова Пресвятой Богородицы». С 1723 года деревянная церковь в Таралыкове одна – во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
34. Таралыково, начало 1930-х годов
|
35. Перед сносом, 1950-е годы
|
36. Церковное место, 2007 год
|
37. Свидетели храма, 2007 год
|
38. Школьный фундамент, 2007 год
|
39. Берёзовая аллея, 2007 год
|
ЮРЬЕВСКОЕ
40-46. И вновь цитата из старинного документа: село Юрьевское расположено «на ровном месте, при речке Кадке». Каменный храм в нём был построен в 1792 году «иждивением дворянина Афанасия Семёновича Давыдова». Престолов в нём имелось три: Святого Великомученика Георгия Победоносца (главный), Владимирской Божией Матери и Святителя Тихона Амафунтского Чудотворца (придельные). Первые десятилетия одновременно с ним служила и деревянная церковь-предшественница. Она была срублена в 1760 году и тоже имела три престола: святого пророка Илии (главный), святителя и чудотворца Николая и святых мучеников Флора и Лавра (придельные). Разобрали её только в 1848 году и, чтобы не забылось алтарное место, в 1854 году отметили его деревянной часовней. Каменный же Юрьевский храм простоял на столетие дольше. Во второй половине 1950-х годов его разобрали на кирпич, который пустили на стройку животноводческого комплекса в Филине. 30 октября 2015 года стараниями уроженца села Евгения Александровича Виноградова на месте придельного алтаря Владимирской Божией Матери был установлен памятный крест. (Главный алтарь в настоящее время под частными хозяйственными постройками). А что за церковь стояла в Юрьевском до 1760 года? О ней известно, что была она деревянной (ну это само собой), срубленной ещё «до патриарха Андриана» – то есть до 1690 года. Была освящена во славу Великомученика Георгия с приделом Николая Чудотворца.
40. Юрьевское, 1950-е годы
|
41. Храм и часовня, первая половина 1950-х годов
|
42. Колокольня во время сноса, вторая половина 1950-х годов
|
43. Прощальный снимок, вторая половина 1950-х годов
|
44. Разбирают..., вторая половина 1950-х годов
|
45. Церковное место, 2016 год
|
45. Информация на кресте, 2016 год
|
НИКОЛО-ТОПОР (НИКОЛЬСКОЕ НА ТОПОРЕ)
47-56. Село это, расположенное «на равнине, при речке Топорке», в старину называли двояко: и Николо-Топор, и Никольское на Топоре. Каменный храм в нём, стоящий в запустении и поныне, сооружался почти сто лет: с 1766 года по 1857-й. Сначала в камне выстроили летний храм с главным престолом Святого Николая Чудотворца – это случилось в 1766 году. Затем тщанием «вдовы майорши» Анны Фёдоровны Ширшиной была построена зимняя трапезная с придельными престолами Тихвинской Божией Матери и Святого Благоверного Князя, Царевича Угличского Дмитрия – это уже в 1791-1793 годах. В XIX веке посчитали, что храм слишком тесный и приступили к его перестройке: в 1825-1841 годах до кирпичика разобрали и выстроили заново летнюю его часть, в 1848-1857 годах – зимнюю. Таким образом, от первоначального храма XVIII столетия осталась только колокольня. Руководил всеми перестройками XIX века «флота капитан-лейтенант» Афанасий Иванович Башмаков, деньги же собирали с прихожан и по городам. При храме, «в серебряном крестообразной формы ковжеце», хранились «частицы Святых мощей угодников Божиих: Святого Николая Чудотворца, Преподобного Моисея Угрина, Великомученицы Варвары, Преподобных Печерских Игнатия, Силуана, Ефрема и Макария, Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Ореста Печерского». В конце 1930 годов Николо-Топорский храм, как и большинство в Кацком стане, был закрыт, но местные прихожанки («никольские монáшины») сумели уберечь многое из его имущества. В 1991 году, когда в районном Мышкине вновь открывался Успенский собор, из Николо-Топора туда перевезли иконостас. Что до деревянных церквей, стоявших в селе прежде каменной, то первое известие о них относится к 1628-1631 годам: тогда здесь служила церковь Николая Чудотворца. В 1710-1723 годах деревянных церквей в Николо-Топоре две: Николая Чудотворца да «другая Благовернаго царевича князя Димитрия Московскаго и Углицкаго Чудотворца».
47. Николо-Топор, вторая половина XIX века
|
48. Николо-Топор, конец 1970-х годов
|
49. Сельский пейзаж, 1996 год
|
50. Наши дни, 2018 год
|
51. Колокольня, 2008 год
|
52. Летний храм, 2008 год
|
53. Наружные фрески, 2008 год
|
54. Под куполом, 2009 год
|
55. Главный алтарь, 2009 год
|
56. Дорога к храму, 2018 год
|
ХОРОБРОВО
57-64. Село Хороброво расположено, по свидетельству старинного документа, «на несколько возвышенном месте, при реке Кадке». Каменный храм в нём был выстроен в 1773 году «тщанием прихожан». Престолов в нём изначально было два: Одигитрии Смоленской Божией Матери (главный) и Святой мученицы Параскевы Пятницы (придельный). В начале ХХ века был освящён ещё один придельный престол – во славу Святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Закрыли Хоробровскую церковь в 1938 году под предлогом открыть в церковном здании школу, но на деле его использовали как зерносклад, а потом разместили коровник. Во второй половине 1950 годов церковь разобрали на кирпич, из которого были построены скотные дворы в деревне Исакове и самом Хороброве. Рядом с церковным местом на снесённом кладбище выстроили конюшню. И, как водится, коротко о деревянных церквах, что стояли в селе прежде каменной. В 1628-1631 годах их было две: Леонтия Ростовского Чудотворца да «другой храм Мученицы Христовой Парасковеи ветх». В 1710 году – одна: Леонтия Ростовского Чудотворца с приделом Великомученицы Параскевы. В 1723 году – снова две: во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и Святого Леонтия Чудотворца.
57. Хороброво, 1950-е годы
|
58. На фоне храма, 1955 год
|
59. То же место сейчас, 2013 год
|
60. Церковное место, 2013 год
|
61. Вид от алтаря, 2013 год
|
62. Прицерковное кладбище, 2013 год
|
63. Ферма из церковного кирпича, 2008 год
|
64. Ни храма, ни церкви, 2008 год
|
НЕФЕДЬЕВО
65-74. Село Нефедьево расположено, как заметил старинный документ, «на высоком берегу реки Кадки». Каменный храм в нём ещё стоит, но, брошенный, разрушается. Он был построен «тщанием прихожан» в 1822 году и имел два престола: Обновления Храма Воскресения Христова (главный) и Казанской иконы Божией Матери (придельный). В 1953-1983 годах в церковном здании располагалась Нефедьевская школа-восьмилетка, правопреемницей которой является современная Ординская основная общеобразовательная школа. Что касается деревянных Нефедьевских церквей, то первое известие о них относится к 1710-1723 годам – тогда в селе их было две: во имя Обновления храма Воскресения Христова и во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
65. Нефедьево, 1988 год
|
66. Вид из-за реки, 2018 год
|
67. Северный фасад, 2019 год
|
68. Летний храм и апсида, 2019 год
|
69. Главный алтарь, 2019 год
|
70. Под куполом, 2019 год
|
71. Фрески, 2019 год
|
72. Трапезная, 2019 год
|
73. Бузина в храме, 2019 год
|
74. Колокольня, 2019 год
|
ОРДИНО (ИЛЬИНСКОЕ)
75-84. Село Ордино расположено, как пишут старинные документы, «на высоком берегу реки Кадки». Эти же документы сообщают, что в седую старину оно имело и другое название – Ильинское. Это по деревянной церкви Святого пророка Илии, первое письменное упоминание о которой относится к 1628-1632 годам. В 1710-1723 годах в селе другая деревянная церковь – «Живоначальныя Троицы». Что касается каменного Ординского храма, то его освятили в памятном для России 1812 году. Престолов в нём было три: Святой Троицы (главный), Покрова Божией Матери и Пророка Илии (придельные). Церковь в Ордине перестала служить в 1937 году, а в 1939-м – в ней уже склад. В 1957-1959-е годы в алтаре храма стоял генератор с «нефтяным», как его называли, двигателем и вырабатывал электрический ток. И всё-таки каменному Ординскому храму повезло! В 1983-85 годах он был отреставрирован во многом благодаря настойчивости председателя тамошнего колхоза «Победа» Василия Аршаковича Багдасарьяна. Предполагалось открыть в церковном здании картинную галерею и концертный зал, но подоспела перестройка, и его передали православной церкви. И вот с 1990 года храм в Ордине служит вновь!
75. Ордино, до 1917 года
|
76. Купание в Кадке, 1920-е годы
|
77. Вид от пруда, 1955 год
|
78. Старое Ордино, 1970-е годы
|
79. После реставрации, 1985 год
|
80. Наши дни, 2007 год
|
81. Закат в Ордине, 2011 год
|
82. Церковная сторожка, 2007 год
|
83. Экскурсия отца Меркурия, 2019 год
|
84. Старые фрески, 2019 год
|
ЗНАМЕНСКОЕ
85-94. Село Знаменское расположено «на берегу реки Кадки, на горе» – так написано в старинном документе. Каменный храм в нём брошен и разрушается, но стоит, дожидаясь своего восстановления. Он был построен в 1784 году «тщанием помещика Николая Андреевича Тютчева». Престолов в нём имелось два: Знамения Божией Матери (главный) и Святителя и Чудотворца Николая (придельный). Была ли церковь в Знаменском до 1784 года? Была, и о ней в 1723 году написали так: «Новопостроенная, а не издревле». Имела она один престол во имя Знамения Пресвятой Богородицы и, скорее всего, была деревянной.
85. Знаменское, 1974 год
|
86. Знаменское, 1988 год
|
87. Тот же вид, 2008 год
|
88. Золотая осень, 2008 год
|
89. Экскурсия в храм, 2016 год
|
90. Главный алтарь, 2008 год
|
91. Здесь был престол, 2016 год
|
92. Кованая решётка, 2008 год
|
93. Настенная роспись, 2008 год
|
94. Колокольня, 2008 год
|
АВТОРЫ: текст – Сергей Николаевич Темняткин, фото – Василий Павлович Покровский, Николай Васильевич Коломанов, Павел Николаевич Голосов, Сергей Александрович Овсянников, Сергей Николаевич Темняткин. Снимки из собрания Этнографического музея кацкарей, краеведческого музея села Ордина, частных собраний кацкарей.
ИСТОЧНИКИ: 1. Липинский М.А. «Углицкия писцовыя книги», Ярославль, 1867-1888 годы. 2. «Выписка из Переписной церкви Кацкого стана. 1710 год» // Госмударственный архив Ярославской области (ГАЯО), ф. 582, оп. 1, ед. хр. 653. 3. «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии за 1861 год», Ярославль, 1861 год. 4. «Алфавитный указатель монастырей, церквей и сёл Ярославской епархии», Ярославль, 1908 год. 5. «Летопись церкви села Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда» // «Кацкая летопись», № 4 (138), 2006 год (специальный выпуск). 6. Третьякова Т.А. «…Производить работу рачительно и к пользе церковной… (из истории храма села Рождествена в Кадке) // «Кацкая летопись» № 1 (135), зима 2006 года. 7. Гречухин В.А. «Николо-Топорский храм: кацкий “Акрополь”» // «Кацкая летопись» № 3 (137), лето 2006 года. 8. Третьякова Т.А. «Ковезинский пожар» // «Кацкая летопись» № 3 (150), лето 2009 года. 9. Чекмарёв А.В. «Отыскался архитектор церкви села Воскресенского в Кадке» // «Кацкая летопись2 № 2 (186), весна 20018 года. 10. «…Ветха и излишня» // «Кацкая летопись» № 1 (189), зима 2019 года. Вы здесь: Главная Заочные выставки Каменные храмы Кацкого стана |
|
|