katskari.ru - официальный сайт
ПОКРОВСКОЕ В КАДКЕ (КОВЕЗИНО)
1-10. Село Покровское в Кадке расположено, как написано в старинной книге, «на равнине при речке Кадке». Каменная церковь в нём ещё стоит – заброшенная и разграбленная, с провалившейся крышей, но стоит! В советское время она, кстати, служила дольше всех кацких церквей – до 1968 года.
Ну а построена она была в 1864 году «иждивением прихожан», то есть на собранные по народу средства. Престолов в ней было три: Святой Живоначальной Троицы (главный), Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного князя Александра Невского (придельные). В церкви находилась особо чтимая икона Воскресения Христова, почитаемая за явленную и чудотворную.
Любопытно, что это не первый каменный храм в Покровском в Кадке. Предыдущий был построен в 1783 году и имел два престола: Святой Живоначальной Троицы (главный) и Покрова Пресвятой Богородицы (придельный).
А до того здешние церкви были деревянными. Так, в 1628-1631 годах в Покровском в Кадке стояла рубленая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. В 1710-1723 годах деревянных церквей в селе было уже две: Святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1773 году Покровская церковь сгорела, после чего новые церкви в селе решили строить уже в камне…
ВОСКРЕСЕНСКОЕ В КАДКЕ
11-16. Село Воскресенское в Кадке расположено «на равнине, немного возвышенной, при речке Нерге». Мало кто знает, что в старину оно имело и другое название – Сухово-Кобылино; это оттого в XVIII-XIX веках им владели дворяне Сухово-Кобылины. Так вот: один из них, «поручик и кавалер» Александр Александрович, в 1838 году выстроил в селе церковь каменную.
Престолов в ней было три: Обновления Храма Воскресения Христова (главный), во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия Ростовского и Владимирския иконы Божией Матери (придельные). Имелись и особо чтимые иконы: Владимирския Божией Матери и Святой и Праведной Сарры.
Ну а прежде все храмы в селе были деревянными, и самый старый, освящённый «во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския», зафиксирован в писцовых книгах 1628-1631 годов. В 1710 году в селе стояла церковь «во имя Воскресения Христова с приделом Сретения Господня», а в 1723-м – Обновления Храма Воскресения Христова.
Но вернёмся к каменному храму 1838 года постройки. Это единственный храм в Кацком стане, архитектор которого известен: Афанасий Григорьевич Григорьев, основатель архитектурного направления «московский ампир». Воскресенско-Кацкая церковь считается одной из лучших его работ, но до сегодняшнего дня, к несчастью, не дожила: в 1953 году её разобрали на кирпич, чтобы построить в деревне Золотухине свинарник…
ТИМОХОВО
17-24. Село Тимохово, как заметил старинный документ, «расположено на равнине и со всех сторон окружено болотами». И вот среди этих болот «иждивением прихожан и добровольных жертвователей из соседних приходов» в 1902 году была построена каменная церковь. Престол в ней был всего один – Преображения Господня. И две особо чтимые иконы: «старинный больших размеров Нерукотворный Образ Спасителя» и «икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, принесённая с Афона усердием неизвестного жертвователя».
Примечательно, что деревянную церковь в Тимохове при постройке каменной не разобрали, а оставили как памятник – была она 1756 года постройки. Но судьба не пожалела ни ту, ни другую: деревянная Тимоховская церковь сгорела в 1920-х годах, а каменная была разобрана на кирпич в 1950-х.
Что до истории деревянных тимоховских храмов, то в 1628-1631 годах в селе служила церковь «Преображения Господа Нашего Иисуса Христа». В 1710-1723 годах она ещё стояла, а рядом с ней новая Одигитрии Пресвятой Богородицы. Во второй половине XVIII-го века взамен них были срублены новые церкви: в 1756 году Преображения Господня и в 1780 году Смоленской Божией Матери. Однако в церковных отчётах за 1861 и 1908 годы упоминается только одна тимоховская деревянная церковь – Преображенская; она-то и дожила до советских времён.
РОЖДЕСТВЕНО В КАДКЕ
25-33. Село Рождествено в Кадке расположено «на равнине, при речке Нерге». Каменный храм в нём, что стоит и доныне, строился в два приёма: в 1813 году освятили собственно церковь, а в 1852-м – колокольню. Возводили «тщанием прихожан», то есть всем миром, и получилось солидно – единственная в Кацком стане пятиглавая церковь, и престолов пять: Рождества Христова (главный), во имя Казанской Божией Матери, Спасителя и Чудотворца Николая, во имя Пророка Илии и «во имя Безсеребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана» (придельные).
Любопытно, что это не первый каменный здешний храм. Полвека раньше, в 1760-х годах, в селе тоже строилась каменная церковь. Вероятно, она оказалась тесноватой для огромного Рождественоско-Кацкого прихода, и в начале XIX-го её заменили существующей.
А что касается деревянных храмов в Рождествене в Кадке, то их в в старое время было немало. Так, писцовые книги 1628-1631 годов сообщают, что в селе церковь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и «место церковное, что была церковь Афонасей и Кирил». В 1710 году церковь в селе одна – Рождества Христова, а в 1723-м – снова две: летняя во имя Рождества Христова и зимняя во имя Казанской Божией Матери. В последний раз деревянную церковь в селе срубили в 1740-1741 годах, главный престол её имел посвящение Казанской Божией Матери, а придельный – Николая Чудотворца.
Каменный же храм 1813-1852 годов сохранился. В 1930-е годы он был отдан под мастерские МТС (затем ПМК-7) и частично перестроен. Основной объём его и до сих пор принадлежит ООО «Мышкинмелиорация», и лишь колокольня в 2006 году была отдана верующим. Первая служба в возрождённом Рождественско-Кацком храме состоялась на пасхальной неделе 10 апреля 2007 года.
ТАРАЛЫКОВО
34-39. Село Таралыково, как сообщает старинный документ, «расположено на равнине, при ручье». Впрочем, местные жители этот ручей считают за речку: в средние века её называли Позденкой, а сейчас – Коренёвкой. Каменный Таралыковский храм прихожане строили своими силами, почитай, весь XIX-й век: в 1814 году освятили летнюю его половину, в 1876-м – зимнюю. Престолов в нём было три: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Рождества Христова и Святого Пророка Илии (придельные).
Церковные службы в Таралыкове прекратились в 1941 году. Храм стали использовать как зерновой склад, а в 1950-х годах разобрали – по воспоминаниям старожилов, старинная кладка оказалось настолько прочной, что ни одного целого кирпича добыть не удалось.
А теперь несколько слов о деревянных таралыковских церквах, что стояли в селе прежде каменной. Первое известие о них относится к 1710 году, и в ту пору их было две: Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Пророка Илии и «ветхая во имя Покрова Пресвятой Богородицы». С 1723 года деревянная церковь в Таралыкове одна – во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
ЮРЬЕВСКОЕ
40-46. И вновь цитата из старинного документа: село Юрьевское расположено «на ровном месте, при речке Кадке». Каменный храм в нём был построен в 1792 году «иждивением дворянина Афанасия Семёновича Давыдова». Престолов в нём имелось три: Святого Великомученика Георгия Победоносца (главный), Владимирской Божией Матери и Святителя Тихона Амафунтского Чудотворца (придельные).
Первые десятилетия одновременно с ним служила и деревянная церковь-предшественница. Она была срублена в 1760 году и тоже имела три престола: святого пророка Илии (главный), святителя и чудотворца Николая и святых мучеников Флора и Лавра (придельные). Разобрали её только в 1848 году и, чтобы не забылось алтарное место, в 1854 году отметили его деревянной часовней.
Каменный же Юрьевский храм простоял на столетие дольше. Во второй половине 1950-х годов его разобрали на кирпич, который пустили на стройку животноводческого комплекса в Филине. 30 октября 2015 года стараниями уроженца села Евгения Александровича Виноградова на месте придельного алтаря Владимирской Божией Матери был установлен памятный крест. (Главный алтарь в настоящее время под частными хозяйственными постройками).
А что за церковь стояла в Юрьевском до 1760 года? О ней известно, что была она деревянной (ну это само собой), срубленной ещё «до патриарха Андриана» – то есть до 1690 года. Была освящена во славу Великомученика Георгия с приделом Николая Чудотворца.
НИКОЛО-ТОПОР (НИКОЛЬСКОЕ НА ТОПОРЕ)
47-56. Село это, расположенное «на равнине, при речке Топорке», в старину называли двояко: и Николо-Топор, и Никольское на Топоре. Каменный храм в нём, стоящий в запустении и поныне, сооружался почти сто лет: с 1766 года по 1857-й.
Сначала в камне выстроили летний храм с главным престолом Святого Николая Чудотворца – это случилось в 1766 году. Затем тщанием «вдовы майорши» Анны Фёдоровны Ширшиной была построена зимняя трапезная с придельными престолами Тихвинской Божией Матери и Святого Благоверного Князя, Царевича Угличского Дмитрия – это уже в 1791-1793 годах. В XIX веке посчитали, что храм слишком тесный и приступили к его перестройке: в 1825-1841 годах до кирпичика разобрали и выстроили заново летнюю его часть, в 1848-1857 годах – зимнюю. Таким образом, от первоначального храма XVIII столетия осталась только колокольня. Руководил всеми перестройками XIX века «флота капитан-лейтенант» Афанасий Иванович Башмаков, деньги же собирали с прихожан и по городам.
При храме, «в серебряном крестообразной формы ковжеце», хранились «частицы Святых мощей угодников Божиих: Святого Николая Чудотворца, Преподобного Моисея Угрина, Великомученицы Варвары, Преподобных Печерских Игнатия, Силуана, Ефрема и Макария, Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Ореста Печерского».
В конце 1930 годов Николо-Топорский храм, как и большинство в Кацком стане, был закрыт, но местные прихожанки («никольские монáшины») сумели уберечь многое из его имущества. В 1991 году, когда в районном Мышкине вновь открывался Успенский собор, из Николо-Топора туда перевезли иконостас.
Что до деревянных церквей, стоявших в селе прежде каменной, то первое известие о них относится к 1628-1631 годам: тогда здесь служила церковь Николая Чудотворца. В 1710-1723 годах деревянных церквей в Николо-Топоре две: Николая Чудотворца да «другая Благовернаго царевича князя Димитрия Московскаго и Углицкаго Чудотворца».
ХОРОБРОВО
57-64. Село Хороброво расположено, по свидетельству старинного документа, «на несколько возвышенном месте, при реке Кадке». Каменный храм в нём был выстроен в 1773 году «тщанием прихожан». Престолов в нём изначально было два: Одигитрии Смоленской Божией Матери (главный) и Святой мученицы Параскевы Пятницы (придельный). В начале ХХ века был освящён ещё один придельный престол – во славу Святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Закрыли Хоробровскую церковь в 1938 году под предлогом открыть в церковном здании школу, но на деле его использовали как зерносклад, а потом разместили коровник. Во второй половине 1950 годов церковь разобрали на кирпич, из которого были построены скотные дворы в деревне Исакове и самом Хороброве. Рядом с церковным местом на снесённом кладбище выстроили конюшню.
И, как водится, коротко о деревянных церквах, что стояли в селе прежде каменной. В 1628-1631 годах их было две: Леонтия Ростовского Чудотворца да «другой храм Мученицы Христовой Парасковеи ветх». В 1710 году – одна: Леонтия Ростовского Чудотворца с приделом Великомученицы Параскевы. В 1723 году – снова две: во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и Святого Леонтия Чудотворца.
НЕФЕДЬЕВО
65-74. Село Нефедьево расположено, как заметил старинный документ, «на высоком берегу реки Кадки». Каменный храм в нём ещё стоит, но, брошенный, разрушается. Он был построен «тщанием прихожан» в 1822 году и имел два престола: Обновления Храма Воскресения Христова (главный) и Казанской иконы Божией Матери (придельный).
В 1953-1983 годах в церковном здании располагалась Нефедьевская школа-восьмилетка, правопреемницей которой является современная Ординская основная общеобразовательная школа.
Что касается деревянных Нефедьевских церквей, то первое известие о них относится к 1710-1723 годам – тогда в селе их было две: во имя Обновления храма Воскресения Христова и во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
ОРДИНО (ИЛЬИНСКОЕ)
75-84. Село Ордино расположено, как пишут старинные документы, «на высоком берегу реки Кадки». Эти же документы сообщают, что в седую старину оно имело и другое название – Ильинское. Это по деревянной церкви Святого пророка Илии, первое письменное упоминание о которой относится к 1628-1632 годам. В 1710-1723 годах в селе другая деревянная церковь – «Живоначальныя Троицы».
Что касается каменного Ординского храма, то его освятили в памятном для России 1812 году. Престолов в нём было три: Святой Троицы (главный), Покрова Божией Матери и Пророка Илии (придельные).
Церковь в Ордине перестала служить в 1937 году, а в 1939-м – в ней уже склад. В 1957-1959-е годы в алтаре храма стоял генератор с «нефтяным», как его называли, двигателем и вырабатывал электрический ток.
И всё-таки каменному Ординскому храму повезло! В 1983-85 годах он был отреставрирован во многом благодаря настойчивости председателя тамошнего колхоза «Победа» Василия Аршаковича Багдасарьяна. Предполагалось открыть в церковном здании картинную галерею и концертный зал, но подоспела перестройка, и его передали православной церкви. И вот с 1990 года храм в Ордине служит вновь!
ЗНАМЕНСКОЕ
85-94. Село Знаменское расположено «на берегу реки Кадки, на горе» – так написано в старинном документе. Каменный храм в нём брошен и разрушается, но стоит, дожидаясь своего восстановления. Он был построен в 1784 году «тщанием помещика Николая Андреевича Тютчева». Престолов в нём имелось два: Знамения Божией Матери (главный) и Святителя и Чудотворца Николая (придельный).
Была ли церковь в Знаменском до 1784 года? Была, и о ней в 1723 году написали так: «Новопостроенная, а не издревле». Имела она один престол во имя Знамения Пресвятой Богородицы и, скорее всего, была деревянной.
АВТОРЫ: текст – Сергей Николаевич Темняткин, фото – Василий Павлович Покровский, Николай Васильевич Коломанов, Павел Николаевич Голосов, Сергей Александрович Овсянников, Сергей Николаевич Темняткин.
Снимки из собрания Этнографического музея кацкарей, краеведческого музея села Ордина, частных собраний кацкарей.
ИСТОЧНИКИ:
1. Липинский М.А. «Углицкия писцовыя книги», Ярославль, 1867-1888 годы.
2. «Выписка из Переписной церкви Кацкого стана. 1710 год» // Госмударственный архив Ярославской области (ГАЯО), ф. 582, оп. 1, ед. хр. 653.
3. «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии за 1861 год», Ярославль, 1861 год.
4. «Алфавитный указатель монастырей, церквей и сёл Ярославской епархии», Ярославль, 1908 год.
5. «Летопись церкви села Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда» // «Кацкая летопись», № 4 (138), 2006 год (специальный выпуск).
6. Третьякова Т.А. «…Производить работу рачительно и к пользе церковной… (из истории храма села Рождествена в Кадке) // «Кацкая летопись» № 1 (135), зима 2006 года.
7. Гречухин В.А. «Николо-Топорский храм: кацкий “Акрополь”» // «Кацкая летопись» № 3 (137), лето 2006 года.
8. Третьякова Т.А. «Ковезинский пожар» // «Кацкая летопись» № 3 (150), лето 2009 года.
9. Чекмарёв А.В. «Отыскался архитектор церкви села Воскресенского в Кадке» // «Кацкая летопись2 № 2 (186), весна 20018 года.
10. «…Ветха и излишня» // «Кацкая летопись» № 1 (189), зима 2019 года.
Вы здесь: Главная Заочные выставки Каменные храмы Кацкого стана
Уважаемый Посетитель!
Вы просматриваете версию сайта для слабовидящих в следующем варианте:
2017 - 2024. Все права защищены.
Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»..
Сайт katskari.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@katskari.ru является официальной электронной почтой Муниципального учреждения культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей».
Лицензия на распространение информации, размещаемой на официальном сайте katskari.ru Муниципального учреждения культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»
Сайт katskari.ru является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации.
Сайт разработан в ООО «КопыленКомпани»
Сайт размещён в ООО «Дом для сайта».