Почитание Леонтия кацкарями представляется не случайным: будучи в 1060-1070-е годы епископом Ростовским, именно он и крестил окрестные земли. Населён наш край тогда был преимущественно финно-угорским племенем меря, и Леонтий выучил мерянский язык. Более того – полагают даже, что он создал для мерян письменность, чтобы записывать богослужебные тексты на их родном языке. Должно быть, именно он и принёс учение Христово на берега Кадки. Прямых доказательств тому – увы – нет, но нам, кацкарям, в это очень хочется верить.
Тем более что храм в его честь стоял в самой столице Кацкого стана – селе Хороброве! Угличские писцовые книги 1628-1632 годов повествуют о нём так: «А в селе храм Леонтия Ростовского Чудотворца…, а у Леонтия Чудотворца в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение мирских людей». Каменная церковь, построенная в 1773 году, была посвящена уже иконе Смоленской Божией Матери, но в ней всегда был Леонтьевский придел.
В начале 1960-х годов Хоробровскую церковь разобрали, а с 2006 года обезлюдело и само Хороброво, но память о святителе Леонтии жива в Кацком стане и по сей день.
Несколько лет назад Этнографический музей кацкарей принял решение возродить Смоленский храм. Только уже не в Хороброве, где никто не живёт, а в Мартынове – современной столице Кацкого стана. Подходящее помещение нашлось сразу: одно из зданий только что «оптимизированной» здешней школы. Районная администрация передала его в безвозмездное пользование музею, а музей за счёт средств, зарабатываемых в туризме, принялся за ремонт. Заменили крышу, установили главку, срубили новое крыльцо, сделали внутреннюю перепланировку, заново покрасили стены и уложили на пол линолеум. Все работы велись по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина и под наблюдением настоятеля мышкинского Никольского храма отца Сергия.
Бодрое начало работ, к сожалению, приостановили инфляция и последовавший за ней спад туристического потока. А дел предстоит ещё много: купить печь-буржуйку, заменить электропроводку, отремонтировать вторую половину школы (здание большое, и пока под будущий храм приспособлена только его половина). Но главное, что ещё надо сделать – закупить необходимую церковную утварь, и прежде всего престол, без которого невозможно служить литургию.
Так что храм Смоленской Божией Матери в Мартынове полноценным храмом ещё не является, но приход при нём, можно сказать, уже сформирован. В тёплое время приезжает отец Сергий из Мышкина: служит молебны, читает акафисты, исповедует, причащает. Деревенские его полюбили и всегда ждут с нетерпением. Церковное помещение к его приезду всегда намыто, самовар согрет, пироги напечёны… Жаль, здание пока не отапливается, и на зиму церковная жизнь в деревне замирает.
Так что служба на Леонтиев день – первая в году служба после долгой зимы. Прихожане собрались задолго до приезда священника: поставили к иконам свечки, написали записки «о здравии», просто беседовали. Ну вот и отец Сергий с матушкой Софьей и сыном Филаретом. Служба началась: праздничный молебен с водосвятием, акафист святителю Леонтию, проповедь отца Сергия. Всё торжественно, неторопливо и очень искренне. К нынешнему Леонтию дню в будущем храме прибавилось икон и были наконец-то приобретены подсвечники – всё это, конечно же, прибавило благолепия.
…Вы спросите, надо ли музею заниматься храмом? Тут у каждого свой путь, своя ситуация. Мартыново – деревня большая, и среди её жителей немало тех, кто тянется к вере. Но заняться организацией приходской жизни некому – вот Этнографический музей и занял эту нишу. Как учреждение культуры он создан прежде всего для местных жителей, а у земляков, как оказалось, сейчас большая потребность именно в воцерковлении. Что же касается музейного здания, добровольно отданного музейщиками под храм – в Мартынове после «оптимизаций» последних лет зданий, переданных на баланс музею предостаточно…
Информация от 05 июня 2018 года