Версия для слабовидящих

герб

Муниципальное учреждение культуры
Мышкинского муниципального района
«Этнографический музей кацкарей»

katskari.ru - официальный сайт

"Ой, какая монная, ражая да срянная!"
Заочная выставка «ОЙ, КАКАЯ МÓННАЯ, РÁЖАЯ ДА СРЯ́ННАЯ!» (ПЛАТЬЯ ДЕРЕВЕНСКИХ МОДНИЦ 1960-1990 ГОДОВ)

Коллекция платьев 1960-1990-х годов собралась в Этнографическом музее кацкарей неожиданно. В 2013 году мы, музейщики, увлеклись местными танцами и разработали программу «На балу была, на бисéдушке...» Не хватало всего-то платьев для участников этого проекта. А хотелось именно такие наряды, которые бы соответствовали той эпохе!
И местные жители откликнулись на просьбу посмотреть у себя в шкапчиках чего-нибудь эдакое. Конечно, у наших кацкарочек нашлось что нам предложить! Их платья оказались такими привлекательными да с такими сопроводительными историями, что мы решили всё зафиксировать. А наши музейные дамы эту коллекцию показали дважды: в местный престольный праздник Смоленскую и на Кацких краеведческих чтениях.
Наш заочный показ мод мы назвали по-кáцкие: «Ой, какая мóнная, рáжая да срянная!» В написании слов «мóнная» и «сря́нная» сохранена кацкая диалектная черта: сочетание «дн» произносится как долгое «нн». То есть это всем привычные слова «модная» и «срядная». Хотя уточним, что прилагательное «сря́нная» происходит от «сря́ды» – одежды нарядной, на выход, на праздник. А «рáжая» означает «лучшая»!

Творческий коллектив, снимок 01.02.2017 годаПоказ в Смоленскую, снимок 10.08.2016 годаПоказ на Кацких чтениях, снимок 02.02.2017 года

№ 1. Платье полуприталенного силуэта, длиной чуть ниже колена, с поясом, коротким рукавом и модным в 1970-80-е годы воротником "апáш". Сшито из популярного в те же годы кримплена. На чёрном фоне эффектно смотрятся крупные розы с зелёными листьями. Заказано в Мартыновском КПП (комплексном приёмном пункте), сшито мастерами Мышкинского КБО (комбината бытового обслуживания) в 1980-х годах.
Принадлежало Екатерине Николаевне Розовой из деревни Мартынова. «В нём, конечно, ходила на выход. Теперь жалею, что надевала редко: всё было жалко. И вот выкинула. Вот дураки-то были: чего жалела?! Конечно, работала бы не на ферме – может, и надевала бы чаще».

Платье № 1

№ 2. Платье из светлой, в мелкую клеточку, натуральной ткани. Длина чуть ниже колена. Сшито в популярном тогда у молодёжи стиле «сафáри», отрезное по талии, чуть расклешённое книзу. Вероятно, был пояс. Короткий рукав отделан манжетой, скроенной по косой – это придаёт платью более нарядный вид. Внизу по бокам – два разреза. Ещё один модный когда-то украшающий элемент: угловой вырез горловины переходит в планку-застёжку с четырьмя крупными белыми пуговицами. Лиф платья отделан накладными карманами с декоративными элементами – пáтами. Платье удачно дополняют нитка бус из искусственного жемчуга и лакированные чёрные туфли-лодочки с коричневыми бантами.
Принадлежало Галине Николаевне Смирновой; сшито её старшей сестрой портнихой Валентиной Николаевной Кольмачовой в 1968 году. Галина Николаевна заканчивала педучилище, и для выпускного вечера понадобилось красивое платье. Ткань для платья выбирала сама Галина, а фасон – Валентина. Она была, видимо, отличной портнихой: платье сшито точно по фигуре, а фасон выбран такой, что это платье можно было носить не только в праздник, но и в будни.

Платье № 2

№ 3. Элегантное голубое платье из искусственного шёлка, расклешённое книзу, с длинным рукавом на манжете. Фигурная кокетка и воротник-стойка отделаны рюшами.
Принадлежало Татьяне Владимировне Воробьёвой. Заказано на Мартыновском КПП, сшито в КБО города Мышкина портнихой Галиной Филипповой, в 1988-1989 годах. «Носила, конечно, на выход, на работу (в школу). Вроде, на свадьбе у Гали Галуновой (сейчас Рыбиной) была в нём. А на одно мероприятие пришла, а там Лида Смирнова в таком же платье! Как оказалось, она от того же отреза шила и заказ принимала та же Галина Филипова. Она и ей предложила платье такого же фасону. Лида согласилась, не зная, что такое уже шью я!»

Платье № 3

№ 4. Повседневное платье из искусственного шёлка, отрезное по талии, с поясом, с отложным воротником, приталенное, расклешённое книзу, длина за колено. По чёрному фону разбросаны крупные и мелкие яркие цветы. Его удачно дополняют высокие красные ботиночки на шнуровке и белые бусы из искусственного жемчуга.
Хозяйка платья – Галина Михайловна Осокина, жительница деревни Мартынова. Она рассказала, что это платье ей подарила директор Мартыновской школы Нина Николаевна Колядина, с которой они дружили. «Я как-то раз увидела её в этом платье, и восхитилась, какое оно нарядное! Нина Николаевна говорит: "Хочешь, подарю тебе на день рождения? А мне тётушка из Финляндии новое сошьёт!"». Вот так платье, сшитое руками финской портнихи, оказалось у мартыновской модницы.

Платье № 4

№ 5. Повседневное платье из трикотажного полотна с сине-зелёными ромбами, с отложным воротником, с коротким рукавом, с застёжкой впереди на четырёх пуговицах. Цельнокроёное, с рельефами. Длина – за колено. Платье дополняют тёмно-оранжевые бусы и чёрные туфли с пряжками.
Хозяйка – Галина Михайловна Григорьева, жительница деревни Мартынова. Купила его в магазине «на выход», в нём гуляла на свадьбе у Веры Галуновой в 1978 году.

Платье № 5

№ 6. Праздничное платье из искусственного цветного шёлка в красно-коричневых тонах. Цельнокроёное, с коротким рукавом, длина – за колено.
Хозяйка платья Екатерина Николаевна Розова вспоминает, что сшила его в КБО у Лиды Дорофеевой: «Все шили такие платья: мода была на шёлковые цветастые платья. Сшила в клуб сходить, хоть так куды на выход!»

Платье № 6

№ 7. Роскошное платье из шифона. Шифон был тканью дорогой, и чтобы его купить, моднице приходилось копить денежки и в чем-то себе отказывать. Но оно того стоило! Портниха подобрала очень удачный фасон: юбка-солнце. Шифон словно струится вокруг фигуры! Получилось очень нарядное, праздничное платье в нежно-голубых тонах.
Принадлежало оно Татьяне Владимировне Воробьёвой. Сшито в Ярославле, в ателье, на выпускной в педагогическом институте в 1982 году. Не случайно у Татьяны Владимировны оно было самым любимым – талисманом, приносящим удачу.

Платье № 7

№ 8. Нарядное светлое платье из клетчатой ткани «шотландка», очень популярной у модниц в 1980-е годы; спортивный стиль «сафари». Отрезное по талии, с коротким рукавом на манжете, накладными карманами, с погончиками на плечах. Длина – за колено. Воротник-стойка переходит в широкую планку-застёжку с четырьмя жёлтыми пуговицами. Манжеты, кокетка и юбка-четырёхклинка скроены по косой, что придаёт платью особую нарядность.
Валентина Михайловна Бутусова сшила это платье в ателье города Пошехонья, когда в 1982 году училась на втором курсе Пошехоно-Володарского сельскохозяйственного техникума. «Носила на учёбу, да и потом тоже. Ну, годков-то пять точно носила… Материал мне нравился, он такой натуральный и не выгорал».

Платье № 8

№ 9. Традиционное летнее платье-халат из бязи светло-зелёного цвета с крупными розовыми и жёлтыми цветами. Воротничок отложной, небольшой, застёжка на четыре пуговицы.
Принадлежало Екатерине Николаевне Розовой. Вот что она рассказала: «В этом красивом простеньком платье я ходила в магазин и в гости. Сшила в 1990-е годы в КБО у Лиды Дорофеевой. Материал мне понравился – красивый!»

Платье № 9

№ 10. Нарядное платье из очень модной ткани с люрексом – купить такую ткань можно было только в городе. Из неё шили наряды на Новый год, на свадьбу, на выход. По линии талии платье собрано на резинку. Узкий рукав понизу украшен рюшками. Широкий ворот собран на груди в изящные складочки, что придаёт наряду ещё большее очарование.
Платье принадлежало Татьяне Владимировне Воробьёвой. Вот что сказала хозяйка наряда: «У всех были такие платья, а у меня не было. Страсть как хотелось! А никуда не выезжала... Дак вот у Гали Григорьевой оказалось платье ненадобным. Я у неё и купила. И материал-то модный был в то время».

Платье № 10

№ 11. Модель представляет очень простенькое, но полное очарования летнее шёлковое платьице. Такой фасон был очень модным в 1970-80-е годы: чуть расклешённое книзу мини – для юных девушек и молодушек. Изюминка платья – ворот с большими воланами и рукава с маленькими воланами. В таком наряде хорошо на танцах в сельском клубе, на празднике, в гостях у друзей или в роли хозяюшки за праздничным столом.
Платье принадлежало Надежде Николаевне Овчинниковой из села Юрьевского. Материал выбрала сама и заказала в КБО. Показалось длинно, и сама ещё подшила. Оно парадно-выходное, надевалось на свадьбы и праздники.

Платье № 11

№ 12. Ярко-бордовое платье прямого кроя, чуть расклешено книзу, с отделочной декоративной полосой по подолу. Отложной воротник на стойке переходит в планку-застёжку с четырьмя пуговицами. Платье сшила Екатерина Николаевна Розова в 1992 году в мартыновском КБО (КПП) на выпускной в Мартыновской школе младшего сына Евгения.

Платье № 12

№ 13. Иногда красивое платье попадалось деревенской моднице совершенно случайно. Привезли в магазин – увидела, понравилось, купила. Платье интересно своим узором. Древний рисунок «огурцы», или «пейсли», известен аж с 224 года, пришёл он к нам с Востока. А в 1980-90-е годы такую хлопчатобумажную ткань выпускали на многих ткацких фабриках – шили из неё платья, красивые, нарядные. Рисунок «огурцы» – символ жизни и плодородия. Платье дополняют пояс с пряжкой и чёрные туфли.
А приобрела его в 1984 году Екатерина Николаевна Розова: «Купила его в мартыновском магазине у Марьи Ивановны. Та предложила, я и купила. Было их два: я купила и кто-то ещё, а кто – не помню. Купила, когда в Мартыново из Хороброва переехали».

Платье № 13

№ 14. В 1970-1980-е годы кримплен был самой модной тканью. Платья из него – нарядные, добротные – служили модницам не один год; эта ткань не знала износу. У Валентины Дмитриевны Великолеповой такое платье тоже было. Очень простой, традиционный крой: чуть расклешённое книзу, с коротким рукавом и круглым вырезом. По синему фону бегут дорожки белых ромашек. Внизу – кайма из крупных роз, а по низу подола несколько разноцветных отделочных полос. Цветовая гамма и рисунок создают особое, праздничное настроение.

Платье № 14

№ 15. Платье на выход, из ярко-жёлтой ткани, оригинального фасона: отрезное по талии, низ – юбка-четырёхклинка, короткий рукав, длина – до колена. Изюминка платья – необычный вырез: круглый, который обрамляет длинный воротник-апаш; такие воротники были модны в 1970-1980-е годы. Платье скромное, но сшито с большим вкусом. Модница в таком наряде похожа на солнечный лучик!
Платье принадлежало Екатерине Николаевне Розовой, вот что она о нём рассказала: «Сшито на свадьбу деверю Александру Розову в 1976 году. Свадьба была в Ярославле, в ресторане. Потом изредка, на выход, носила в Хороброве. Разок сходить к кому-то на свадьбу дала сестре Вале. А в Мартыново переехали, и платье с вешалки не снималось боле».

Платье № 15

№ 16. Оборы, оборки, оборочки… Ну как же без них обходиться? Тем более что этот декоративный элемент был очень популярен во все времена. В 1970-1980-е годы очень многим девушкам и женщинам нравились такие шелковые платья с пёстрым цветочным рисунком. Их украшали такие же пёстрые, летящие оборочки: то по вороту, то по подолу, то по рукавчику.
Платье Надежды Николаевны Овчинниковой имеет простой крой, но фасон одновременно практичный и модный. Интересна и цветовая гамма: переходы от белого и розового цветов к бордовому. Платье сшито на заказ в мартыновском КБО (КПП).

Платье № 16

№ 17. Самый любимый наряд Татьяны Владимировны Воробьёвой – это расклешённая юбка и жакет с коротким рукавом в сине-белых тонах. Шила костюм для поездок в Мышкин на августовскую учительскую конференцию, которая раньше проходила в два дня. Об этих временах Татьяна Владимировна вспоминает: «Из Мартынова нас везли по бездорожью на машине. Ночевать оставляли в школе-интернате. Вечером первого дня мы обязательно шли в ресторан!»

Платье № 17

№ 18. Платье из светлого кримплена, отрезное по талии, чуть расклешённое книзу. Пышный рукав присборен. Фигурную кокетку украшает рюшечка. Круглый воротничок с тонкими завязками, которые образуют кокетливый бантик.
Хозяйка – Татьяна Владимировна Воробьёва – заказала это платье у портнихи Непряхиной в Мышкинском ателье. Надевала его на второй день своей свадьбы 30 сентября 1984 года. «Материала оказалось в обизор, не хватило на поясок, поэтому носила с тоненьким ремешком золотистого цвета», – вспоминает хозяйка.

Платье № 18

№ 19. В этом шелковом нежно-сиреневом платье с алыми розами Татьяна Владимировна Воробьёва подавала заявление в загс 25 августа 1984 года. Ткань привезла из Львова, где отдыхала по путёвке, а сшила в Мышкинском ателье. Платье отрезное по талии, короткий рукав с небольшой манжетой, с широкой юбкой-солнце. Платье украшает широкий волан по вороту и на груди.

Платье № 19

№ 20. Яркое платье с люрексом. По сиреневому фону разбросаны букеты роз. Разрез на груди до линии талии украшен рюшами. Это красивое платье прислала в подарок Галине Михайловне Григорьевой жена двоюродного брата Люба из далёкого Запорожья! Платье казалось хозяйке слишком нарядным, поэтому она его и не носила. Лишь дочь Татьяна надела разок.

Платье № 20

№ 21. Платье из голубой трикотажной ткани, силуэт – трапеция, с коротким рукавом и отложным воротником. Длина – за колено. Изюминка – имитация жилетки: это вставка белого цвета с темно-синей вышивкой цветочной гирлянды. Платье дополняют синие бусы и чёрные туфли с золотистой пряжкой.
Это платье, сшитое в Вене, купила Екатерина Николаевна Розова в 1978 году в Большом Селе, чтобы в нём гулять на свадьбе у деверя Анатолия Розова.

Платье № 21

№ 22. «Сарафан мой, сарафан, в белую горошину. Отвяжись-ка всё худое, привяжись хорошее!» Сарафан из розовой хлопчатобумажной ткани, отрезной по талии, с пояском, с широкой расклешённой юбкой украшен по подолу двумя оборками и по вороту широким воланом. Оборки и волан отделаны белой тесьмой, что придает сарафану более нарядный вид.
У Галины Михайловны Осокиной наряды всегда были модными, она рассказала, что сшила сарафан в 1980-е годы её двоюродная сестра из Мышкина – Людмила Николаевна Пазникова: «Она опытная портниха. По старому платью снимет выкройку, а фасон модный подберёт. На лицо-то я невзрачная, а платье-то хорошее! В нём и в контору на работу ходила, и по дому в жару».

Платье № 22

№ 23. Любимое платье Валентины Дмитриевны Великолеповой – синее, в белый горошек. Носила долго, ездила в нём на совещания руководителей колхозов в Мышкин. Платье из искусственного шёлка, отрезное по талии, с поясом, с коротким рукавом, с воротником-стойкой.

Платье № 23

№ 24. Цветастое платье из искусственного шёлка, прямого покроя, с коротким рукавом и отложным воротничком. На голубом фоне эффектно смотрятся розовые, желтые и белые маргаритки.
По словам Екатерины Николаевны Розовой, хозяйки платья, платье заказано в мартыновском КБО, куда каждый четверг приезжали портнихи из Мышкинского ателье: «Материал подарила мать на день рождения, а когда платье стало узковато, она же мне сделала вставки по бокам. И опять я в нём ходила. Надевала только на выход: в магазин, на колхозное собрание, в Мышкин. Зáвсе не ходила».

Платье № 24

№ 25. Праздничное платье цвета «бордó» Галины Михайловны Григорьевой. Сшито в мышкинском ателье в 1990 году на свадьбу племянницы. Отрезное по талии, чуть расклешённое книзу, с поясом, застёгивается на четыре пуговки. Рукав длинный, вверху присборенный. Длина – за колено. Украшает платье отложной воротничок, вышитый серебряной нитью.

Платье № 25

№ 26. Иногда модный наряд жене привозил из города супруг. Вот это розовое, лёгкое и воздушное, платье Юра Воробьёв привёз в подарок жене Татьяне. В эпоху дефицита это было очень кстати. Отрезное по талии, с поясом, расклешённое книзу, оно по подолу украшено пышной оборкой. Кокетка отделана небольшими воланами. Воротник-стойка переходит в планку-застежку с четырьмя пуговицами.
По словам Татьяны Владимировны, их с мужем почти на все свадьбы звали: «У нас машина была, и Юра молодых катал. Вот в этом платье я на свадьбах и гуляла!»

Платье № 26

№ 27. Да, не одежда красит человека! Но только шёлковое платье с нежно-сиреневыми крупными цветами способно сделать женщину настоящей королевой! Такое, как у Валентины Дмитриевны Великолеповой: короткий рукав, чуть расклешённое книзу, фигурный вырез ворота.
Платье дополняет широкий чёрный пояс с золотой пряжкой. Только королева могла в девяностые годы позволить себе купить наряд за 33 тысячи рублей! Этикетка сохранилась, если кто не верит!

Платье № 27

№ 28. Летнее платье из хлопка с коротким рукавом для Екатерины Николаевны Розовой сшили в Мышкинском КБО. На чёрном фоне эффектно смотрятся белые цветы. Практичное и лёгкое – для жарких летних дней. Платье дополняют белые бусы и чёрные лакированные туфли с пряжками.
Но самой хозяйке оно было не любо: «Как-то нескладно село, было широко. Два раза надела, и всё!»

Платье № 28

№ 29. Деревенская жизнь – не столько праздники, сколько будни. А серые будни может скрасить что? Правильно! Красивое шелковое платье, с красными розами и зелёными листочками по синему полю, отрезное по талии, с коротким рукавом и небольшим воротничком. Надежда Николаевна Овчинникова сшила его в Мышкинском КБО ещё до замужества, в начале 1970-ых годов. Носила его по будням с удовольствием и у подружек на свадьбах в нём гуляла!

Платье № 29

№ 30. Нет ничего более надёжного и постоянного, чем хорошее платье. Это не просто предмет гардероба, это отражение духа времени! Платье из ацетатного шёлка Екатерины Николаевны Розовой с оранжевыми бабочками традиционно для эпохи семидесятых годов. Полуприлегающий силуэт, отрезное по талии, с поясом, короткий рукав, удлиненный воротник, длина ниже колена. Это платье Екатерина Николаевна купила в Мышкине, носила редко.

Платье № 30

№ 31. В 1984 году Галина Михайловна Осокина приглашена гулять на свадьбе у Татьяны и Николая Ершовых. По этому поводу шьётся парадно-выходное платье. Да не простое, а из розового шёлка, отрезное по талии, полуприталенный силуэт, с широким поясом, с коротким присборенным рукавом. Изюминка платья – фигурная кокетка с защипами, которая переходит в воротничок-стойку. Платье получилось – просто загляденье! Ну, а какая же свадьба без частушек:
Ой, пойду гулять на свадьбу
Мóнная да срянная.
Милый скажет: «Краше всех
Моя ты ненаглянная!»

Платье № 31

АВТОРЫ ВЫСТАВКИ: текст – Николай Викторович Румянцев, фото – Ирина Александровна Давыдова, Ольга Алексеевна Перова, Сергей Николаевич Темняткин, консультации – Елена Ивановна Балашова.

Вы здесь: Главная Заочные выставки "Ой, какая монная, ражая да срянная!"

"Побахорим летом / поговорим летом"

С 01 мая 2023 года
По 30 сентября 2023 года

К кацкарям "По реке времени"

10 августа 2023 года

О режиме работы

01 мая 2023 года

Туризм в России...

02 мая 2018 года

Полезная информация
Мышкинский центр туризма Туристский информационный центр Мышкинский народный музей Издательство Гостевой домик в Мартынове

Уважаемый Посетитель!

Вы просматриваете версию сайта для слабовидящих в следующем варианте:
Вариант 1:
Цветовая схема: ЧЁРНЫМИ БУКВАМИ по БЕЛОМУ ФОНУ
размер шрифта: СТАНДАРТНЫЙ
расстояние между буквами: СТАНДАРТНОЕ
Изображения включены

 2017 - 2024. Все права защищены.
Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»..

Сайт katskari.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@katskari.ru является официальной электронной почтой Муниципального учреждения культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей».

Лицензия на распространение информации, размещаемой на официальном сайте katskari.ru Муниципального учреждения культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»

Сайт katskari.ru является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации.

Сайт разработан в ООО «КопыленКомпани»
Сайт размещён в ООО «Дом для сайта».